Хочу вернуться в РФПЛ, заявил защитник тульских оружейников Игорь Калешин. Как стало известно ИА «Тульская пресса», воспитанник майкопского футбола, игравший в клубах «Дружба» Майкоп, «Лада» Тольятти, «Волгарь-Газпром» Астрахань, «Газовик» Оренбург, «Черноморец» Новороссийск, «Тюмень», «Черноморец» Новороссийск, «Волгарь», дал большое интервью официальному изданию ПФК «Арсенал».
32-летний игрок «Арсенала» рассказал о себе, семье и спорте перед встречей с «Волгарем», ставшей для него 400-й официальной игрой в карьере.
— Игорь, приближающийся юбилей – солидная цифра. Ощущаете себя этаким зубром футбола?
— Не зубр, конечно, но четыреста матчей все-таки прилично. Есть, к чему дальше стремиться. Не обязательно довести личную статистику до 500 матчей, а поиграть на хорошем уровне года три-четыре.
— К статистике как относитесь?
— Не придаю ей большого значения. Главнее результат команды, важно проводить на поле как можно больше времени.
— В текущем первенстве сыграли все семь матчей.
— Приятно, когда тренеры доверяют. Не хочу, чтобы сезон омрачали травмы. Два года назад, когда «Арсенал» выходил в премьер-лигу, на тренировке получил серьезную травму. Пришел летом 2013-го, провел месяц и сломался. Так для меня закончился год. Негатив, конечно, остался. Но с другой стороны, ни о чем не жалею. Весной 2014 года вернулся на поле. Если все начинать сначала, ничего бы не изменил.
— Вы дебютировали в премьер-лиге в 31 год. Факт сам по себе удивительный.
— Это правда. Я уже и не думал, что доведется сыграть на высшем уровне.
— Старт у «Арсенала» выдался тяжелым. Первый матч с будущим чемпионом страны «Зенитом».
— Да четыре мяча питерцы положили нам. Мы пошли в атаку, а попали в плен (смеется).
— Против Халка и других звезд «Зенита» трудно было?
— Конечно. Тем более, что на предсезонке не играли к соперниками такого уровня. Извините за выражение, нам сразу по ушам дали. Сейчас мы играем в первом дивизионе, так вот: за семь прошедших туров мы забили 14 мячей, а тогда за весь сезон 20. То есть между РФПЛ и ФНЛ настоящая пропасть. Но любому профессионалу надо стремиться играть на максимуме. По уровню игры, по организации и инфраструктуре премьер-лига вне конкуренции.
— У вас есть шанс.
— Хочу вернуться в премьер-лигу, мы все в «Арсенале» этого хотим.
— Что запомнилось из минувшего сезона?
— Наши победы в чемпионате, особенно над «Спартаком» и «Локомотивом». А еще полные трибуны, вся эта атмосфера вокруг РФПЛ – дома и в гостях. Было красиво, как в сказке. От того, что не удержались, у меня не осталось неприятных ощущений. Сами вошли, сами вылетели. У нас не было бешеных денег и дорогих футболистов. Как могли, так играли.
Особняком стоит победа в Кубке России над «Зенитом» в Санкт-Петербурге. Мне там и забить удалось. Звонили все родственники, поздравляли.
— Жаль, не удалось пробиться в полуфинал Кубка.
— Считаю, с «Газовиком» нормально играли, поле немного подвело. У нас было больше шансов, контролировали игру. Но в дополнительное время пропустили обидный гол.
— После поражения от «Газовика» в нынешнем первенстве нет «комплекса Оренбурга»?
— О чем вы говорите! Какой комплекс? Это же не «Реал» Мадрид. Сами себе голы привезли.
— Все-таки что больше повлияло на итоговое место «Арсенала» в премьер-лиге – первые одиннадцать туров без побед или такая же концовка чемпионата из шести матчей?
— Стартовый отрезок. До какого-то момента мы выходили играть в красивый футбол, в пас, а когда поняли, поезд уже ушел. Хотя шансы оставались, весну мы хорошо начали.
— С коллегой по амплуа Иваном Ершовым вас связывает давняя дружба.
— Какое-то родство душ, не иначе. С Ваней мы двенадцать лет дружим, с 2003 года, когда вместе играли в тольяттинской «Ладе». Потом были другие клубы, в которых играли бок о бок. В «Арсенале» уже третий сезон вместе.
— После карьеры будете вместе работать?
— Не знаю, но не должна жизнь нас бросить по разные стороны. Рад, что в этом году у Вани родился сын в дополнение к двум дочкам.
— Старший из ваших сыновей Прохор занимается футболом?
— Ездил на тренировки на Косую Гору. Прохору шел пятый год, а занимался с ребятами постарше. На лето их распустили, но с сентября снова начнутся тренировки.
— Прохор идет по вашим стопам.
— У него тяга к футболу, без бутс на улицу не выходит. Всегда с собой мяч носит. Если где-то футбол, сразу бежит переобуваться. Старшему сыну без разницы, где играть. Пусть это асфальт. Тут же начинаются подкаты, прыжки – в этом плане Прохор на меня похож. А вот маленький Наум, которому три годика, другого склада. Футбол его не очень интересует, он скорее творческая личность, на девчонок заглядывается (смеется).
— Традицию прошлых лет смотреть матчи «Арсенала» семьями сохраняете?
— Хорошая традиция. Когда мы играем на выезде, собираются Кутьины, Калешины, Котовы, Сухаревы – наши жены и дети. Чаще всего болеют у Кутьиных. Скучно им не бывает, когда по диванам прыгают пять – шесть малышей. Целый детский сад!
— Тула стала для вас вторым домом?
— Нам здесь нравится. Жена Анастасия уже на работу устроилась инструктором по фитнесу в одном из клубов. Окончила курсы, затем ей предложили остаться. Хороший город, любимое место для отдыха – Белоусовский парк. Шикарное место. Дети на велосипедах катаются, набивают шишки, они у нас очень резвые.
— Любимый город в ФНЛ у вас есть?
— О Туле я уже говорил. Нравится приезжать в Калининград. Европейский город.
— Вернемся к футболу. В разных сезонах вы забивали за «Арсенал» «Ротору» и «Шиннику» похожие мячи – головой после подачи со стандарта.
— Иногда получается, когда мяч прилетает в голову. Защитник может идти в чужую штрафную при любом счете, только при минимальном результате в пользу твоей команды на последней минуте, пожалуй, не стоит рисковать.
— В Ярославле голевую подачу выполнил Берхамов.
— Кантемир — индивидуально сильный игрок, левая нога у него в порядке. Может мастерски исполнить удар или передачу. Если мяч у Берхамова, это всегда опасно для соперника.
— Чем нынешний «Арсенал» отличается от своих предшественников?
— Сложно сказать, мало времени прошло. Наверное, больше сходства. Мы, как и раньше, ориентированы на атакующие действия. Все определяет средняя линия. Нет ничего удивительного, что большинство голов забивают полузащитники. Мы играем с одним нападающим, но при мощной поддержке из центра поля.
— В вашей карьере была Астрахань, а «Волгарь» ближайший соперник «Арсенала».
— Здесь трудно провести какие-то параллели. Я уехал из Астрахани больше двух лет назад, с тех пор многое изменилось. Юрий Газзаев принял «Волгарь» в канун 2013 года. В межсезонье мне вырезали мениск, мог сменить клуб, но все же остался в Астрахани. Помог Олег Флегонтов, тогда спортивный директор клуба, ныне работающий в «Арсенале». В сезоне 2012/13 команда покинула первый дивизион, а на следующий год Газзаев вернул «Волгарь» в ФНЛ. К сильным сторонам Юрия Фарзуновича я бы отнес умение готовить талантливую молодежь, продвигать способных игроков.
— Психологически тяжело вылетать в низший дивизион?
— Я вам честно скажу: в своей карьере играл преимущественно в таких клубах, которые боролись за выживание.
— Вас можно считать спасателем.
— Шутите, я что, Пеле? (смеется) Просто так получалось. Тренер Дышеков возил с собой – Новороссийск, Тольятти, Астрахань. Если удавалось подняться в серединку в первой лиге, уже хорошо.
— Значит в «Арсенале» пришлось перестраивать психологию, иначе смотреть на футбол?
— Естественно, здесь другой футбол, другие требования. Я понял, что можно не только отбиваться от своих ворот, но играть комбинационно, в пас.
— Конкретно по матчам. В марте в гостевой игре с «Рубином» на первых минутах вы проиграли борьбу Портнягину, который забил единственный гол.
— Я бы не сказал, что была моя ошибка. До подачи мяча Портнягин меня толкнул, нас разделяли метра полтора. Была борьба, которую можешь выиграть, а можешь проиграть. Я в том эпизоде проиграл. Но это не был «привоз».
— Конкуренция в защите нашей команды высокая.
— Когда восстановятся травмированные ребята, и если Димидко будет играть центрального защитника, то на этой позиции окажутся пять человек. Это очень высокая конкуренция, которая должна принести пользу команде.
— В текущем первенстве многовато пропущено – восемь мячей.
— Этот показатель надо улучшать, ведь не только оборона отвечает за пропущенные мячи. Вообще гол голу рознь. Если есть индивидуальные ошибки, то на себя берешь вину. Согласен, лучшая оборона в лиге у «Газовик», лишь два мяча пропущено. Но это их стиль — 10 человек сзади, игра на контратаках. А мы атакуем большими силами, играем первым номером, любой удар – надо бежать назад, идет борьба, кто кого опередит.
— Иван Ершов после памятного гола московскому «Динамо» признался, что не знал как праздновать этот успех в премьер-лиге. Так редко он забивает. А у вас как с этим обстоит дело?
— С празднованием? Никогда не задавался таким вопросом. Забил в Ярославле, обнялся с партнерами, улыбнулся — все.
— Продолжаете следить за премьер-лигой?
— Слежу за топ-клубами — ЦСКА, «Зенитом». Недавно с большим удовольствием посмотрел матч «Спартак» – ЦСКА. Давно не видел такого яркого футбола в РФПЛ. К сожалению, из некоторых городов трудно смотреть трансляции: футболистов толком не видно, бегают, как букашки по полю. Даже родственники не узнают, был ты на поле или нет.
— Страдаете от плохих газонов?
— Как и все. В Саранске, например, нет полива – ни перед игрой, ни в перерыве матча. Так бы мяч лучше ходил. Крошка там торчит из травы, тяжело играть, особенно в жаркую погоду – дышать нечем, крошка прилипает. На поле «Мордовии» наш Сережа Сухарев порвал «кресты». Правильно сделали, что закрыли саранский газон.
— А в Туле какое сейчас поле?
— Отличное. И стадион хороший.
— Видите свое будущее в «Арсенале»?
— Хочу приносить пользу «Арсеналу». Завершить карьеру в Туле было бы идеально. Меня все устраивает – город, команда, болельщики.
— Не было мыслей остаться в Туле?
— Сложный вопрос. Наш дом в Майкопе, планируем переехать в Краснодар поближе к братьям. Виталий играет в «Краснодаре», Женя завершил выступления и учится на тренера.
— Симпатии в РФПЛ на стороне «Краснодара» и «Спартака»?
— Скажу прямо, за «Кубань» не болею, потому что в юности мощная заруба была между майкопской «Дружбой», где я начинал карьеру, и «Кубанью». За брата, конечно, переживаю. «Краснодар» набирает форму, по делу обыграли «Зенит». Хочу, чтобы у Аленичева получилось – он хороший тренер и человек. Порадуюсь за него, если «Спартак» в ближайшей перспективе станет чемпионом.
— А себя в будущем можете представить тренером?
— Нет, я такой работы не выдержу. Никаких нервов не хватит.
— Вы же спокойный и держите себя в руках.
— Так кажется. Я импульсивный, где-то внутри меня горит огонь. Но вообще расставаться с футболом, в котором с шести лет, будет очень непросто.
— Известная футбольная династия Калешиных, которая началась с вашего деда, будет продолжаться?
— Думаю, что да. У Виталия сын Андрей занимается в академии «Краснодара». На троих братьев шесть сыновей – кто-то из мальчишек наверняка сделает имя в футболе.