Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

Владимир Афонский, депутат Государственной Думы ФС РФ: Закон о ГЧП следует воспринимать как базисный акт

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по вопросам собственности Владимир Афонский ответил на вопросы по взаимодействию государства и частного бизнеса при реализации инфраструктурных проектов.

Как стало известно ИА «Тульская пресса», 595 проектов на основе ГЧП осуществлялось еще до принятия закона. 130 программ с объемом финансирования в 1,3 триллиона рублей будут разморожены и реализованы после вступления закона в силу.

— Зачем вообще надо было столь детально регламентировать вопросы государственно-частного партнерства? В ряде стран инициатива идет снизу. Надо объединить капиталы — объединяются, невыгодно — отказываются от сотрудничества… Чем вызвана необходимость его принятия?

— Прежде всего Закон о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве, ГЧП, следует воспринимать как базисный законодательный акт, своего рода «стартовую площадку «для запуска», которая даст возможность использовать неконцессионные модели на федеральном, региональном и местном уровнях.

Многие субъекты РФ принимают свои региональные законы о ГЧП, однако за небольшим исключением, убедился лично, они носят декларативный характер. Это скорее протокол о намерениях.

На самом деле предельная детализация в таком законе излишней не является. Поскольку в проектах ГЧП участвуют бюджетные средства, то согласно бюджетному законодательству закон должен давать четкий ответ, куда и каким образом они тратятся. С другой стороны, детализация норм представляет собой своего рода антикоррупционный барьер, не позволяющий использовать в проектах ГЧП «серые схемы».

— По вашей оценке, насколько эффективно сегодня власть взаимодействует с частным бизнесом?

— Такое взаимодействие есть. В отдельных субъектах оно достаточно эффективно, в других оставляет желать лучшего. Несомненно, что с принятием закона государство посылает бизнесу четкий сигнал о своей готовности к диалогу, к прозрачным отношениям. Очевидно, что необходимо развивать экономику именно за счет реализации прорывных ГЧП-проектов с участием не только крупного, но и малого и среднего.

— Есть ли опасность, что ГЧП может быть сугубо государственным? Такая ситуация возможна: государство внесет в проект 100 миллионов рублей, а частный бизнес, скажем, 1 рубль. А прибыль будут делить поровну?

— Заверяю вас, что такой опасности попросту нет, поскольку закон предусматривает очень четкую и понятную процедуру разграничения ГЧП и государственной закупки посредством сравнения показателей затратности бюджетных средств. Поэтому в приведенном вами примере выбор неизбежно будет сделан в пользу государственной закупки, а проект ГЧП с подобным распределением участия публичного и частного партнеров просто не состоится.

Закон содержит, на мой взгляд, очень «справедливую норму», по которой в ситуации, когда затраты публичного партнера в совокупности превышают объем финансирования создания такого объекта частным партнером, этот объект подлежит передаче в публичную собственность. С другой стороны, там, где объекты соглашения создаются по большей части на частные деньги и частный партнер зарекомендовал себя в качестве ответственного партнера, готового предоставлять потребителям качественные услуги по приемлемым ценам, собственность на объект соглашения сохраняется частная.

— Какие наиболее значимые проекты по линии ГЧП вы выделили бы? В чем их особенность?

— Закон принят, и теперь мы ожидаем активизации инвестиционной деятельности прежде всего на региональном и местном уровнях в тех областях, где имеется гарантированный спрос, очевидный просчитываемый экономический эффект и практически отсутствуют неуправляемые риски. Это прежде всего сфера здравоохранения и социального обслуживания населения, спорт, туризм и отдых и т.п.

Что касается отраслевого распределения проектов, то безусловный лидер — транспортная отрасль. И она же является наиболее продвинутой в использовании института ГЧП из всех отраслей российской экономики.

К сожалению, автодорожных проектов не так много, как хотелось бы, но они находятся у всех на слуху и являются наиболее крупными для нашей страны. По общему объему привлеченных в них внебюджетных частных инвестиций они превышают объем, полученный всеми остальными концессионными соглашениями в стране вместе взятыми. На сегодняшний день по концессионной модели строятся две федеральные дороги, целый ряд проектов запущен государственной компанией «Автодор», реализуется проект строительства второго этапа Западного скоростного диаметра. В рамках параллельного финансирования развиваются аэропорты «Пулково», «Шереметьево», «Кольцово», «Курумоч» и порты, например, «Усть-Луга».

Второй по объему привлеченных средств, но первой по количеству реализуемых проектов ГЧП является сфера ЖКХ. Именно там за последнее время наблюдается резкий рост количества заключенных концессионных соглашений. Их насчитывается уже более 140.

Третьей областью проявления активности ГЧП является сфера здравоохранения и социального обслуживания населения.

— По закону, иностранные компании могут участвовать на стороне частного инвестора? Для белорусского капитала — какие условия? Они тоже иностранцы?

— Да, согласно закону они тоже иностранцы. Закон запрещает участие на стороне частного партнера иностранных юридических лиц, государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений (и использовать их имущество в качестве объектов соглашений), публично-правовых компаний, государственных корпораций, хозяйственных товариществ, обществ и партнерств, их дочерних компаний, некоммерческих организаций в форме фондов, а также подконтрольных им лиц.

— Но если мы создаем единое Союзное государство…

— Понимаю, что вы хотите сказать. Но на самом деле никакой проблемы нет. Открою вам секрет — на сегодняшний день в России не реализуется ни одного проекта ГЧП, в котором на стороне частного партнера в соглашении о ГЧП выступало бы иностранное юридическое лицо. В жизни в проектах ГЧП на стороне частного партнера участвует либо специально создаваемый под проект консорциум, либо так называемые специальные проектные компании, которые регистрируются в стране реализации проекта в качестве резидентов. Поэтому ничто не мешает белорусам участвовать в реализации проектов на таких условиях.

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний