Запертой в четырех стенах собственной квартиры оказалась 13-летняя тулячка Маша. Девочка забыла, что такое зима и как выглядит снег. В это время года она не бывает на улице.
У ребенка — детский церебральный паралич. Елена Кравчук, мать-одиночка, физически не может зимой вывозить девочку на улицу в инвалидной коляске, так как в подъезде отсутствует пандус.
А переносить на руках 40-килограммового ребенка, который год от года становится все тяжелее, хрупкая 54-летняя пенсионерка уже почти не в состоянии.
Первая после «зимней спячки» апрельская прогулка с Машей, как мы писали ранее, стала для семьи настоящим кошмаром.
Елена рассказала корреспонденту ИА «Тульская пресса» о том, как инвалидам невыносимо тяжело приходится бороться с жизненной несправедливостью и безразличием окружающих.
ПОЛМИЛЛИОНА ЗА СВОБОДУ
Вот уже год Елена пытается «выпросить» у государства пандус для своей дочери.
«Такие приспособления нужно априори бесплатно устанавливать в подъезде каждого дома, где проживает инвалид, а не вынуждать и так страдающих людей унижаться, выпрашивая их у властей», — возмущается знакомый семьи — член партии «Единая Россия» Сергей Сиротин.
С криком о помощи Елена и по сей день продолжает писать во всевозможные инстанции:
«Моя дочь ущемлена в правах, у нее нет полноценной жизни, как у всех детей. Она, как в тюрьме, находится дома в четырех стенах. У ребенка нет круга общения. Походы в больницу и на различные мероприятия становятся все сложнее. Осенью и зимой мы не выходим на улицу, а ей нужен свежий воздух и общение с людьми», — вторит женщина.
Но кому есть дело до адресной помощи, когда «в статью содержания жилья данный вид работ не включен». И все тут. Хоть бейся головой об стену.
К слову, установка гусеничного подъемника и реконструкция подъездного пандуса, что так необходимо дочери Елены, стоит 500 тысяч рублей.
Но, «управляющая компания не имеет финансовую и техническую возможности для проведения необходимых ремонтных работ». Такие ответы все чаще получает тулячка из городской администрации.
Женщину же давно «кормят» обещаниями о том, что проводится комплекс мероприятий по привлечению спонсорских средств для организации «Доступной среды».
«Спонсорской помощи можно долго ждать, а жить ребенку надо сейчас», — возмущается Елена.
Начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации Тулы Андрей Нагайцев предложил семье осуществить обустройство пандуса в рамках программы капремонта. Для этого необходимо провести общее собрание жильцов, определить источник финансирования, направить необходимые документы в Фонд капремонта.
По словам Елены, некоторые жильцы негативно отнеслись к такому предложению:
«Соседи заявляют: продавайте свою машину и делайте пандус», — недоумевает мать-одиночка, — они не хотят проводить собрание, никому ничего не нужно».
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Единственная комната в квартире, буквально, заставлена различными приспособлениями для Машиных занятий лечебной физкультурой и массажа. Для тренировки ходьбы необходимо свободное пространство, которое занято тренажерами.
Надеясь на помощь государства, Елена писала обращения с просьбой оказать содействие в предоставлении льготного жилья или помочь в приобретении нового, соответствующего для ребенка-инвалида. Но и здесь — отказ:
«Учетная норма составляет 11 квадратных метров общей площади на человека. В вашей семье из трех человек на каждого члена семьи приходится по 16,93 квадратных метра, что составляет больше учетной нормы. Так, законных оснований для принятия семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении у администрации Тулы нет».
КТО НЕ УСПЕЛ, ТОТ ОПОЗДАЛ
Елена перелистывает семейный альбом. Много детских фотографий Маши. С виду — девочка выглядит абсолютно здоровым ребенком.
«Поначалу она хорошо развивалась, — рассказывает Елена, — читала стишки, считала. Потом Машу не взяли в детский сад для слабовидящих, посчитав, что ребенок совершенно слепой.
А в ДЦП не взяли, потому что она не ходит. Ребенка отвергли, и в результате она у нас стала умственно-отсталой. Сейчас она вообще молчит, ни с кем не общается», — вздыхая, продолжает разговор женщина.
Есть и фотографии с отдыха, где маленькая Маша купается с дельфинами.
Тогда Елена еще не знала, что отдых предоставлялся бесплатно. Также бесплатно семьям с инвалидами давали автомобиль «Ока». Его женщина тоже не успела получить. А все потому, что информация о предоставляемых инвалидам льготах передается по «сарафанному радио». Иными словами: кто не успел — тот опоздал.
Сергей Сиротин, знакомый Елены, считает, и мы с ним согласны, что информацию о льготах должны доносить до инвалидов адресно. Многие не знают, куда обращаться. Именно для таких людей, которым и так пришлось по жизни тяжело, необходимо в персональном порядке рассказывать о всех преимуществах, которые им положены по закону.
«У нас инвалиды — это проблема. Люди с ограниченными возможностями здоровья даже специальные наклейки на автомобили стесняются клеить, потому что на них будут «косо» смотреть. А если гуляешь с ребенком на инвалидной коляске — оборачиваются», — говорит Сергей.
Да и не раз в адрес Елены от соседей и знакомых звучали фразы: «Сдай ты ее в интернат, роди себе нормального ребенка».
Мать-одиночка от таких слов хватается за голову: «Согласна, мне очень тяжело, но никогда и мысли не возникало собственного ребенка отдать в детдом. А последуй я их советам, тут же осудят: мол, никудышная мать от ребенка отказалась».
ДОСТУЧАТЬСЯ
Друг семьи Сергей уверен: чтобы проблема запертых в четырех стенах инвалидов была услышана, она, непременно, должна найти свое место среди будущих законопроектов.
Кстати, теперь любой желающий туляк может предложить свой проект закона, который будет претворен в жизнь, если за него проголосуют, как минимум, 25 тысяч человек.
Как же на сегодняшний день решится вопрос с установкой пандуса для дочери Елены, пока остается загадкой.
Активная, не падающая духом мать ребенка-инвалида намерена и дальше бороться за справедливость. Хочется верить, что заветная дверь, в которую так долго стучится женщина, все-таки откроется. ИА «Тульская пресса» следит за тем, как будут развиваться события.