Ролик «Стоп харам», опубликованный в Интернете 28 февраля, вызвал бурный общественный резонанс, и это не удивляет. Ислам Исмаилов занялся «нравственным воспитанием» своих единоверцев – вооружившись камерой, экс-активист «СтопХама» вышел в центр Москвы в поисках пьющих и курящих мусульман.
По словам Исмаилова, его задача — «призвать единоверцев к религии и соблюдению общечеловеческой морали». Само же слово «харам» означает любые запретные действия в исламе.
Однако, после того, как СМИ окрестили инициативу активиста «шариатским патрулем», Исмаилов в интервью федеральному изданию заверил, что проект к шариату никакого отношения не имеет.
«То, что мы делаем — это обыкновенный социальный проект.
Наша деятельность направлена на то, чтобы граждане прекратили распивать спиртное и курить в общественных местах на глазах у других людей», — рассказал журналистам Исмаилов.
Но называть инициативу «обыкновенным социальным проектом» было поздно – Глава Духовного собрания мусульман России и муфтий Москвы Альбир Крганов критически отозвался о «Стоп хараме».
«Это не совсем понятная инициатива. Я думаю, она приведет к конфликтам, тем более если начнет распространяться в регионы. Если у нас сейчас каждая конфессия станет приставать к прохожим на улице, читать мораль, то что мы вообще получим? В светском государстве как это можно воспринимать?», — заявил муфтий в среду корреспонденту «Интерфакс-Религия».
В Совете муфтиев России сообщают, что идею создания «Стоп харама» организаторы проекта с Духовным управлением мусульман не обсуждали.
Также на сайте Совета появился и официальный комментарий.
«Проекты, подобные «Стоп-харам» в его нынешнем виде, способны в нашем многонациональном и многоконфессиональном российском обществе повысить градус межнациональной и межконфессиональной розни», — говорится в сообщении. Но стоит заметить, что «создание официальных общественных движений, действующих в рамках законов и нормативных актов» в Совете поддерживают.
По словам Исмаилова, инициативная группа будет действовать исключительно в рамках действующего законодательства. Однако, если кто-то из людей, ставших объектом видео, решит, что активисты нарушили, к примеру, статью 152.1 ГК РФ, суду придется разобраться – действует ли «Стоп харам» в государственных, общественных или иных публичных интересах.
О суде заговорил и лидер «СтопХама». Дмитрий Чугунов сообщил РИА, что «Стоп харам» к его проекту не имеет никакого отношения, а сам Исмаилов уже несколько лет как не является активистом «СтопХама».
«Вот то, что сегодня появилась информация про «Стоп харам», — это банальное паразитирование на бренде…», — пояснил Чугунов.
Созвучие названий проектов Чугунову пришлось не по душе в принципе.
«Меня (также) смутило, что Ислам Исмаилов, не посоветовавшись со мной, дал своему проекту похожее на «СтопХам» название. Он обещал изменить его. Если не сдержит слово, я буду вынужден подать в суд», — пояснил Чугунов.
Стоит все же отметить, что «Стоп харам» не только осуждают. В частности, Владимир Соловьев в эфире своего утреннего шоу «Полный контакт» на радиостанции «Вести FM» решил поддержать инициативу Исмаилова.
«А мне нравится, что они (активисты, прим.редакции) будут ходить, подойдут к большим торговым центрам, где собирается мусульманская молодежь и ведет себя безобразно. И если они скажут «харам так себя вести, ведите себя прилично: не пейте, не курите и приставайте ни к кому, а делайте так, чтобы мусульман уважали в стране». Я скажу им: молодцы!», — заявил журналист.
Разделились во мнениях и простые россияне. Под видео, размещенном на YouTube, «набежало» более 800 комментариев.
Некоторые пользователи Исмаилова поддержали, более того, предложили ему провести рейд у столичного ТЦ «Европейский», где, по их словам, мусульмане ведут себя вызывающе.
Вторая же половина предложила активисту «не лезть в чужой храм со своим уставом». Также в комментариях был задан и логичный вопрос – как именно Исмаилов будет определять вероисповедание прохожих.
К слову, ответ последовал довольно быстро.
Рейды запрещенного судом в марте прошлого года движения «СтопХам» проходили и в Туле, поэтому есть вероятность распространения в регионы и «Стоп харама».
Корреспонденты «Тульской прессы» обратились за комментариями к региональным политикам и общественникам.
Депутат Тульской областной Думы Сергей Белов:
Считаю, что общественный порядок в общественных местах должны контролировать исключительно сотрудники государственных правоохранительных органов. И только. Эти полномочия даны «силовикам» Конституцией и Федеральными Законами.
Активность «активных» граждан, в данном случае, приведет к ненужным конфликтам. Тем более, согласно законодательству, имеется ряд ограничений фиксации людей на видеокамеру и дальнейшее публичное респространение видео».
Лидер фракции ЛДПР в Тульской областной Думе Александр Балберов:
«В моем понимании, религия – нечто интимное. Поэтому я всегда был против пропаганды. Граждане с психическим отклонениями, тем более, упоминая Бога, ни в коем случае не могут заниматься такими вещами».
Политолог Александр Лучин:
«Это очень опасный прецедент, и его надо вырвать с корнем. Духовные лидеры всех религий уже осудили этот проект, осудило их и общество. Но я понимаю, что есть некие силы и может даже финансируемые из-за рубежа, которым выгодно раскачивать ситуацию и пытаться создавать межнациональные конфликты.
Правоохранительные органы и спецслужбы должны взять ситуацию под контроль и предотвратить такие выходки идиотов с видеокамерами».
Имам Тулы и Тульской области Ришат Давыдов:
Я считаю «Стоп харам» абсолютно ненужным и бесполезным движением и не поддерживаю такие вещи, они должны проповедоваться в мечетях и молельных домах.
О том, что алкоголь и табакокурение дурманят разум и запрещены, я говорю на проповедях, где собирается масса мусульман.
На вокзалах и на улицах это абсолютно бессмысленно. В Туле этого не появится, мы не допустим».