«Покупают до 50 масок в день. Родители ворчат: «Такую страшную не надевай при мне, не надевай». Но всё равно покупают», — поделилась с корреспондентом «Тульской прессы» продавец Галина.
«Сейчас так ходят все ребята лет до 12 лет, и я не понимаю, что происходит»,– недоумевает молодая мама на детской площадке.
По улицам Тулы часто можно увидеть детей в черно-белых масках на лице. Они называют себя «анонимусами», у которых, по легенде, человеческое тело, а вместо лица – маска.
Интернет-сайты и обычные магазины активно продают маски Гая Фокса. Пластиковая личина полностью скрывает лицо. Узкие прорези глаз, ухмылка и усы – черные на белом. Некоторые юные туляки рисуют на маске макияж, татуировки, обклеивают пластырями или стикерами, дурачатся перед зеркалом и снимают шутливые ролики для социальной сети TikTok. Дети не расстаются с этими масками, даже гуляют в них.
Продавцы в центральном парке сообщили нам, что этим летом дети ежедневно покупают десятки «анонимусов». К слову, игрушка недорогая – цена её в среднем 100-200 рублей за штуку. Есть и умельцы, которые создают из базовых масок дизайнерские и продают дороже.
«У моей 12-летней сестры есть маска. Подарила подруга на день рождения. Теперь дома всякие видео для себя снимает. В нашем магазине этих масок нет, но каждый день по несколько человек спрашивают», – рассказывает Наталья Глодова, продавец в отделе игрушек и карнавальных костюмов.
«Это было сообщество то ли хакеров, то ли ещё кого-то, которые в таких масках ходили. Возможно, это оттуда. Группировка называлась «Анонимус». Маленькие дети не учатся на хакеров, просто этого много в соцсетях, дети все это перенимают как шутку», — говорят тулячки, гуляющие в парке.
Мы разобрались в истории модного тренда и спросили мнение тульских психологов.
Кто такой Гай Фокс?
Гай Фокс, или Гвидо Фокс, жил в 16 веке в Англии. Был богат, образован и недоволен политикой короля Якова Первого. И потому он примкнул к Пороховому заговору. Роль в мятеже у него была скромная, но важная – поджечь фитиль. По замыслу бунтарей, Парламент – предварительно начинённый порохом – должен был взлететь на воздух. Но вместо этого взлетели на эшафоте приговоренные к казни мятежники. Потому что Гай Фокс был пойман и под пытками выдал всех своих подельников. Парламент остался невредим.
Как у Гая Фокса «появилась» маска?
Маску «подарил» Гаю Фоксу иллюстратор Дэвид Ллойд. Именно он создавал картинки для графической антиутопии Алана Мура «V – значит Вендетта». Комикс публиковался в 80-е годы прошлого века в журнале Warrior. Главный герой — прототип того самого Гая Фокса. Персонаж более удачлив, чем реальный прототип. Он воплощает план и взрывает Парламент в вымышленной тиранической Англии. На страницах комикса можно встретить V в той самой маске.
Причем тут хакеры?
В 2006 году увидела свет германо-американская экранизация «V — значит вендетта». После показа маски стали популярным символом протестного движения на Западе. Их использовали активисты хакерской группировки «Анонимус» и участники движения «Захвати Уолл-стрит».
Почему маски «вернулись» сейчас?
В 2020 году россиянам запретили материться в соцсетях. Пользователи интернета отреагировали на нововведение эмоционально. Форумы и социальные сети «взорвались» новыми «мемами» – визуализированными шутками. Изображение «анонимуса» – человека в ухмыляющейся маске – сопровождалось саркастичными подписями. «Ёкалэмэнэ», «етижипасатижи», «ёшкин кот»… — так молодежь иронизировала на тему вариантов замены мата.
Маски снова замелькали в интернете. Один юный геймер, играя в «Майнкрафт» (компьютерная игра, прим. автора), для смеха надел маску анонимуса и смешно комментировал игру. Детям понравилась идея, и они начали выкладывать селфи и смешные ролики в маске в социальные сети.
Как к этому относиться?
«Нужно учесть, что если мы закрываем лицо, возникает ощущение большей безопасности, уверенности в себе. В маске легче совершить какие-действия, не испытывая при этом смущения и стыда, — рассказала психолог-психоаналитик Лариса Милова. — Иллюзия анонимности даёт ощущение большей свободы. При работе с застенчивыми детьми и взрослыми используется этот приём: человек закрывает лицо и пробует общаться, вступать в какое-то взаимодействие с другими.
Если учесть, что сейчас большинство детей находятся под пристальным вниманием родителей, то ношение маски ребёнком может восприниматься, как способ избежать «родительского взгляда». Настоящие эмоции не видны, в маске можно хоть язык показывать прохожим, родители ничего не заметят, и прохожие не среагируют».
Психолог Анна Григорович призывает родителей задуматься, хватает ли их детям чувства безопасности и поддержки в семье?
«С помощью этого образа популяризируется идея бунта. Родители задумайтесь: ребёнок эпатирует. Ему нужно внимание, которого он и хочет, и боится. Чего хочет ребенок? Где его семья? Почему он не получает необходимого внимания? Почему он не может выйти на сцену и свою демонстративность там компенсировать, исчерпать, подкрепить?»
Марина Мишина, психолог:
«Для одних подростков – это возможность почувствовать свою принадлежность к определенной социальной группе, для других детей – вариант присоединиться к нарицательной роли Гая и выразить бунтарство. Для третьих надеть маску Фокса – это что-то про умение подстраиваться под ситуацию, про адаптацию, про моду. Для кого-то из детей — это будет просто маска. Например, мой шестилетний сын с удовольствием бы примерил перед зеркалом ее, покривлялся в ней и снял бы.
Я бы порекомендовала родителям не впадать в панику от этого явления, не прижимать ребёнка «к стенке», чтобы узнать причины интереса к маске, а интересоваться им самим: его увлечениями, успехами, неудачами, мыслями и чувствами.»
Автор статьи — Инна Пищулина