Круглый стол «Реконцепция торговых центров «Привлекательность для инвесторов и посетителей» собрал в лектории Сбера представителей девелоперских компаний и крупных арендаторов торговой недвижимости. Участники обсудили изменения, которые происходят в индустрии торговых комплексов, новые способы привлечения клиентов и сложности, возникающие у инвесторов на рынке торговой недвижимости.
Спикеры отметили растущий спрос на пространства торговых центров со стороны отечественных арендаторов, представителей розничных сетей и новых игроков из зарубежных стран – Турции, Ливана, Белоруссии. Ожидается, что именно они заполнят часть – до 10% – существующих вакантных площадей. При этом аналитики не прогнозируют дальнейшего сокращения количества вакантных площадей: в перспективе ближайших лет в среднем по России она будет составлять 9%.
Меняется структура арендаторов: в связи с модой на современные гастропространства фиксируется активный рост фудхоллов. Так, по итогам 2023 года открыто более 440 проектов общей площадью 45,8 тыс. кв. м. Другой заметный тренд – распространение мультибрендовых пространств: в современных моллах магазины одежды соседствуют с шоурумами и дарксторами, работающими с онлайн-заказами, а кинотеатры – со спортзалами и термальными комплексами.
В числе «трендов будущего» индустрии торговых центров участники встречи назвали использование AR/VR технологий. С их помощью уже сейчас создается цифровая навигация по моллам, которая помогает покупателям быстро найти искомую точку. Новые технологии используются в торговых центрах и для геймификации: цифровые аватары встречают посетителей в магазинах и помогают быстро подобрать нужный товар, а также дают рекомендации для будущих покупок.
Евгений Титов, вице-президент – председатель Среднерусского банка Сбербанка:
«Сбербанк финансирует 24% всех торговых центров страны, а общий объем поддержки превышает 940 млрд рублей. Доля торговых центров в кредитном портфеле недвижимости Сбера составляет 16%, что говорит о высоком взаимном доверии банка и бизнеса. А динамика объема имеющихся торговых площадей в России показывает, что эта отрасль демонстрирует небольшой, но стабильный рост. Сейчас в данной сфере мы наблюдаем ряд изменений, которые во многом связаны с насыщением рынка, развитием сегмента e-commerce и ростом онлайн-продаж. Это приводит к необходимости переосмыслить роль и место торговых центров в повседневной жизни. Если раньше человек приходил в торговый центр за покупками, то сейчас он приходит туда за новыми впечатлениями. И одна из ключевых задач рынка – предоставить возможность эти впечатления получить. Трансформация концепции и смена пула арендаторов с учетом новых форматов позволит торговым центрам сохранить интерес инвесторов и соответствовать запросам покупателей».
По оценкам экспертов, по итогам 2024 года общий объем торговых площадей составит 30,2 млн кв. м. При этом стабильно высокой остается доля регионов в общем объеме недвижимости – порядка 60%. Общий объем введенных торговых площадей прогнозно составит около 400 тыс. кв. м.
Реклама ПАО «Сбербанк России» ИНН 7707083893