Увы, мы не можем перестать пить воду и дышать воздухом…Можно отказаться от переедания и определенных видов пищи. Ввести для себя запрет на спиртное и табак. Наконец, начать заниматься спортом. Но здоровый образ жизни далеко не всегда означает крепкое здоровье. Ведь мы не можем перестать пить воду и дышать воздухом. А в этом отношении тулякам не слишком повезло…
Особенности «мокрого дела»
Далеко не все наши жители знают, что Тульская область имеет ряд экологических отличий от других регионов России. Так, у нас 100% потребляемой воды добывается из-под земли. Поверхностные воды (реки, озера, водоемы) используются только в технических целях. В большинстве других областей страны население пьет и подземную, и наземную воду.
С одной стороны, мы – в выигрыше. Артезианская вода почти всегда чище. На нее не падают с неба «кислотные» дожди, вызванные выбросами вредных веществ от промышленных предприятий. Не текут удобрения с полей. Не разливается нефть и прочие ГСМ.
Но с другой, подземная вода обходится дороже. Нужно бурить скважины, ставить насосы, электрооборудование, водонапорные башни. Водоносные запасы истощаются, приходится осваивать новые месторождения, расположенные очень далеко от городов. В частности, для Тулы воду гонят с берегов Оки за 60-80 километров.
Еще одна особенность – жесткость воды, вызываемая содержащимися в ней соединениями кальция. Регион стоит на мощных залежах известняка и доломита, наша вода – в 3-4 раза жестче, чем живительная влага, например, в Москве или Питере.
В результате туляки используют мыла и моющих средств для купания и мытья белья раза в два больше, чем в областях, где жесткость воды низкая. Ну, и пьют эту не слишком полезную смесь.
Кипячением данное неудобство не убирается. Нужны фильтры. Или покупка бутилированной воды. И то и другое пока массовым явлением все же не стало.
К сожалению, нынешние очистные сооружения с задачей умягчения воды полностью не справляются. Да и нет таких сооружений в большинстве деревень, сел и небольших поселков…
А еще есть проблема микроэлементов.
Оказывается, в тульской воде нет таких важных для человеческого организма веществ, как йод и селен. Недостаток первого вызывает замедление умственного развития у детей, отсутствие второго провоцирует бездетность у женщин и осложнения при родах.
Вот уже много десятилетий в стране действуют специальные программы. Мы кушаем йодированные соль и хлеб, в пищу добавляют микроэлемент селен.
Поводов для волнений нет. Но знать об этом нужно…
Дым отечества – в наши легкие
Ежегодно на голову каждого жителя области выпадает по 120-130 кг химических соединений, выбрасываемых в атмосферу нашими главными загрязнителями воздуха: заводами, электростанциями и автомобилями.
Соединения эти здоровья не прибавляют. Наш регион в этом смысле – не самый чистый: с общим показателем в 350 тысяч тонн таких выбросов в год мы в масштабах ЦФО занимаем 5-е место (из 18-ти). Для примера: на одного жителя Иванова в год выпадает 30 кг вредных осадков, во Владимире – 12 кг, в столице – 6 кг.
Впрочем, к самым «грязным» регионам туляки тоже не относятся. Город Новокузнецк, например, дарит местным жителям по 550 кг осадков в год, Ангарск – 760 кг, а Норильск – вообще по 10 тонн!
Тула, в 60-е годы прошлого века входившая в число 50-ти «грязных» городов страны, сегодня не входит в перечень даже 150-ти. Как и Новомосковск, Щекино, Алексин, Ефремов.
Во-первых, очистные сооружения на больших предприятиях региона улавливают сегодня до 75% всех выбросов. Во-вторых, прошла газификация котельных и большинства электростанций. В-третьих, из-за снижения объемов производства выбросы снизились за последние 25 лет втрое. Так что при социализме мы дышали куда более гадким воздухом, чем сегодня. Но…
Но проблемы остались.
В частности, у нас имеется еще одна нехорошая особенность. Речь – о больших объемах присутствия в выбросах твердых осадков. Это мелкодисперсная пыль, которая очень похожа на выбросы во время извержения вулканов, организмом не нейтрализуется, а навсегда осаждается в наших легких и трахеях.
Такой взвеси в год у нас «производится» большей всех в ЦФО – около 43 тысяч тонн. Что составляет 22% от всех подобных выбросов в областях, окружающих Москву.
Главный источник пыли, по мнению специалистов-экологов, – ГРЭС, расположенная в Суворовском районе и работающая на буром угле. Через три года там введут в действие новые силовые установки, использующие передовую технологию сжигания угля, которая позволит улавливать львиную долю образующегося пепла. А пока – приходится наслаждаться…
Материальный достаток – здоровью убыток
Есть и другие, не менее вредные источники заражения воздуха. Свою очень солидную долю в атмосферу добавляют металлургические, химические и машиностроительные предприятия. Вместе – почти 55% общих объемов вредных выбросов. Они же, кстати, солидно «гадят» и в воду.
Ну, и автомашины, конечно. Почти 200 тысяч тонн гадости в год, 4-е место в ЦФО, на 30% больше, чем выбрасывают все заводы региона вместе взятые! Заметим, что дым от своих выхлопов наши четырехколесные друзья практически не улавливают. Несмотря на все уверения про высокое качество карбюраторов, бензина, соляры, масел.
За последние пять лет число машин в нашей области выросло втрое. Новых дорог почти не прибавилось. Старые ремонтируются кое-как. Тула – в любое время года, в любое время суток – стоит в «пробках». Машины при этом непрерывно «газуют».
Вопрос: остались ли в областном центре места с чистым воздухом? Ответ: в идеальном варианте – нет. Если критерии оценки качества воздуха чуть снизить, то относительно безвредно гулять в Центральном парке, в Горелках, по окраинам Заречья.
Но открывать окна утром-днем-вечером не рекомендуется нигде. Только ночью и только там, где автомобилей пока не слишком много.
Заметим, что больше нашего машины чадят только в столице, Московской и Воронежской областях. Так что растущее благосостояние туляков, позволяющее им приобретать автомобили в возрастающих количествах, бьет по их же организму вреднейшими газовыми выхлопами. Что в итоге приводит к печальным последствиям по здоровью: многие туляки болеют чаще и дольше, чем их соседи из близлежащих регионов. По заболеванию раком мы – лидеры в Центральном федеральном округе.
И что же делать?
Надеяться, что у нас быстро появятся новые транспортные развязки, а все пересядут на газовые или электрические автомобили, не приходится. Эти цели – на десятилетия вперед.
Очень сомнительно, что регион массово проведет озеленение территории. Пока леса занимают всего 12% площади области. Даже грибникам не очень хватает. Не говоря уже об очистке воздуха.
В городах ситуация еще хуже – на парки и скверы приходится не более 7-8% от всей площади. В этом плане туляки – одни из самых «не зеленых» регионов в центре России.
С промышленностью, правда, дела улучшаются. Как ни печально, но ее ослабление прибавляет нам здоровья. К тому же, химические и металлургические комбинаты в настоящее время ведут переоборудование своих очистных сооружений, что также снизит выбросы вредных веществ. И в воздух, и в воду.
Но сфера ЖКХ будет продолжать, как бы помягче сказать, не радовать. Наша с вами канализация очищается далеко не вся. В деревнях этого вообще нет. Все сливается напрямую в реки и ручьи. Судя по всему, это будет продолжаться еще долго…
Выход есть
Он есть. И даже не один.
Купите дачу в одном из чистых районов области. Благо их теперь много: главные сельские загрязнители в виде шахт, карьеров и колхозов закрылись. Если денег на «элитные» Алексинский и Заокский районы, которые облюбовали москвичи, не хватает, есть масса других. Дубенский, Каменский, Чернский, Веневский (если, конечно, здесь не соорудят цементный комбинат)…
Купите лыжи, велосипеды, катайтесь за город, на реки и озера. Можете даже рыбу ловить. Кушать ее, правда, вовсе не обязательно.
По грибы можно ходить. Хотя в Калужской области они все же безопаснее.
Про водные фильтры не забудьте. Кому позволяют средства – сверлите персональную артезианскую скважину, ставьте в доме мини-комплекс по очистке воды. Покупайте бутилированную воду. Не пейте из рек и даже родников.
Ну и компактным противогазом обзаведитесь. Чтобы по улицам города-героя можно было днем гулять…
Впрочем, мы сейчас шутим…А чувство юмора, как известно, продлевает жизнь.