После отпуста вечерни, правящий архиерей обратился к верующим с поучением о христианском проведении поста и проповедью о прощении:
«Начало Великого поста можно назвать первым шагом к встрече праздника праздников — Пасхи. Чтобы встретить ее достойно, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть. За то, что так мало у нас любви к Нему. За то, что не являемся такими, какими Он нас задумал.
Должны мы простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Простить сложнее, чем просить прощения, но много важнее, так как, не прощая других, мы добровольно ввергаем себя в адские мучения, начиная постоянно думать об обиде, а вследствие этого начинаем мысленно общаться не со своим Ангелом Хранителем, не с Господом, а с темной дьявольской сущностью.
Если же будем прощать людям их согрешения, то простит и нам Отец наш Небесный, открывая путь в свое Царство. Ведь Бог сотворил человека, не для того, чтобы он погиб, но чтобы шествовал к нетлению и к вечности.
Шествие это было нарушено нашим первопредком Адамом, который вкусив запретного плода, усомнился в Божественном промысле и укрепился в своей тварной сущности.
Ныне многие люди, подобно ему, просят Бога о чем-то, думая, что знают лучше о своих потребностях. Требуя жизни по своему разумению, человек забывает о том, что бессмертие человеческой души не онтологическое свойство ее природы — душа бессмертна лишь по причине причастности к Божественной жизни.
Для этого Бог стал человеком, воплотившись в Иисусе Христе, который пройдя через смерть и воскресение дал нам шанс вновь вернуться к жизни в единстве с Богом. Для этого должны мы молить о том, чтобы все в жизни людской строилось не по нашему разумению, а лишь по Его – по Божьему промыслу.
Вскоре дарована нам будет радость произнести животворящие ликующие слова, — Христос Воскресе! – утверждающие изначальную близость Божественной любви к человеку. Этой радости на земле предшествует Великий пост, во время которого все то, что потеряно грехом, можно найти, обрести и вернуть, благодаря покаянию, а также подвигу и труду великого воздержания.
Святой Великий пост — замечательный период в жизни христианина. Это самое удобное время для стяжания духовных сокровищ, молитвы, воздержания и покаяния, это истинный день для творения благих дел.
Молитвенно желаю всем помощи Божией в этом! Проведите время Великого поста в духовном усердии и сердечной радости, а затем радостно встретьте Светлое Христово Воскресение. Это самая высшая радость»!
Как удалось выяснить ИА «Тульская пресса», по завершении проповеди Владыка Алексий испросил прощения грехов у прихожан и духовенства:
«Благословите меня, отцы святые и братия и сестры, и простите мне, грешному, все, в чем согрешил в этот день и во все дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами».
«Городское и соборное духовенство, а также все верующие ответствовали своему архипастырю земным поклоном и словами: «Бог простит тебя, Владыко святый. Прости и нас, грешных, и благослови».
«Благодатью Своею Бог простит и помилует всех нас», — отвечал Владыка, — после чего священнослужители в порядке старшинства, а следом и миряне прикладываясь ко Кресту и иконам, испрашивали друг у друга взаимного прощения», — сообщает официальный сайт Тульской митрополии.