Никита Гараджа: Как закалялась сталь

07.08.2014 09:02

Серия статей Владимира Груздева, посвященная актуальным аспектам социально-экономического развития Тульской области, вызвала живой отклик у руководителей промышленных предприятий региона. Мы публикуем статью заместителя генерального директора Алексинского химкомбината Никиты Гараджи, опубликованную в газете «Алексинские вести» № 31 от 06.08.2014.

«Говоря о приоритетах социально-экономического развития тульского региона, Владимир Груздев справедливо связывает повышение качества жизни людей с укреплением его промышленного потенциала. Прежде всего, речь идет о наиболее наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности, к которым в Тульской области традиционно относятся предприятия ОПК. Высокая степень мотивации, профессионализма и самосознания людей, работающих на оборонных предприятиях, задают необходимую планку для развития и других секторов экономики.

Сегодня в мире насчитывается не более десяти государств, имеющих собственный оборонно-промышленный комплекс, и только эти страны претендуют на статус великих держав. Иначе говоря, обладают безусловным суверенитетом и способны вести независимую политику. Исторические события, последовавшие за распадом СССР, убедили нас в том, что право России не только на ее исторические территории и ресурсы, но и на само существование, может быть гарантировано только оборонной мощью державы. Поэтому развитие ОПК сегодня признано приоритетом социально-экономической и в целом внутренней политики государства. Общенациональный консенсус по этому вопросу следует считать наиболее значимым достижением политического курса нашего национального лидера.

Существенным признаком великой державы является не только наличие ОПК, но и развитой социально-экономической инфраструктуры. Есть мнение, доминировавшее в период неолиберальных реформ, что могущество государства определяется исключительно экономическими факторами. Это опаснейшее и преступное заблуждение. Экономика – лишь форма выражения военного, научно-технического, человеческого и культурно-исторического потенциала нации. Например, бюджет России в 1994 году в долларовом эквиваленте составлял примерно двадцать миллиардов. Мы все понимаем, что эта цифра отражала не реальный потенциал России, а масштаб катастрофы нас постигшей, связанной с утратой суверенитета над значительными и ключевыми, в том числе для единого экономического пространства, территориями страны.

Оборонная мощь является условием экономического суверенитета государства. Поэтому Владимир Груздев абсолютно прав, когда указывает на взаимосвязь промышленного потенциала с уровнем и качеством жизни людей.

Оборонный сектор промышленности во всех странах является локомотивом экономики и развития. Именно здесь концентрируются наиболее значимые научно-технологические и инновационные разработки – нематериальные ценности, объективирующиеся в самые современные и смертоносные для врага орудия уничтожения. Экономические ресурсы великих держав замкнуты на преумножение оборонно-промышленного потенциала. В этом секрет их успеха во всех аспектах социальной жизни. Милитаристский дух североамериканской сверхдержавы вряд ли стоит сравнивать с уютной расслабленностью буржуазной Швейцарии, но в отличие от нее Соединенные Штаты – свободная страна.

Россия – великая держава, и чтобы не говорили торжествовавшие в девяностые на обломках сверхдержавы либеральные изменники, она никогда не станет Швейцарией. И мир нам прямо говорит об этом, убивая сегодня русских людей на Украине. Слишком велика всемирно-историческая роль и ответственность России, слишком высоко наши выдающиеся соотечественники подняли планку ее общечеловеческих достижений, чтобы так просто можно было втоптать русский дух в мерзость буржуазного прозябания.

ОПК – это основа суверенитета страны, локомотив ее развития. Поэтому мы должны поддержать призыв Владимира Груздева к тому, чтобы не только сохранить за Тульской областью статус одного из ведущих центров оборонной промышленности России, но и стать образцовым регионом в реализации стратегии Президента, направленной на технологическое перевооружение и новую индустриализацию. И здесь мы сталкиваемся с трудностями, источник которых лежит в недавнем прошлом, инерция разрушительных процессов которого наиболее остро ощущается в наши дни.

Курс на модернизацию экономики форсированными темпами выявил уязвимость нашей системы управления человеческим капиталом. В частности, в том его аспекте, который касается подготовки, привлечения и удержания кадров в сфере наукоемких и высокотехнологичных производств. За человеческие ресурсы оборонная промышленность Тульской области конкурирует с финансово-экономическими центрами московского региона, с его развитым и емким сектором услуг, где даже промышленные мощности ориентированы, преимущественно, на удовлетворение потребительского спроса на гражданском рынке. И здесь крайне важно в кратчайшие сроки преодолеть такой негативный феномен, который Владимир Груздев связал с понятием скрытой безработицы – «плохой работы». Высокотехнологичные и привлекательные рабочие места – необходимое условие для успеха оборонных предприятий области в этой конкурентной борьбе.

Сегодня государство вкладывает огромные ресурсы в модернизацию производственных мощностей оборонных предприятий. Реконструируются и воссоздаются целые технологические цепочки. Индустрия, зачастую, «с нуля» вынуждена создавать утраченные в 90-годы технологии и компетенции. Все это требует серьезных вложений и в кадровый потенциал, в создание эффективной системы управления человеческим капиталом. Ведь без высококвалифицированных специалистов рабочих и инженерных специальностей создаваемые производственные мощности — не более чем груда железа. Усилия Тульской области в этом направлении уже дают результаты.

Например, тесная кооперация между промышленными предприятиями и средними профессиональными учебными заведениями, в рамках созданного областью механизма трехсторонних отраслевых соглашений, позволила в этом году получить грант из федерального бюджета на развитие профессионального образования. Для Алексинского химкомбината, на котором за последние два года создано более ста новых рабочих мест, это значит, что теперь у него есть учебный центр для подготовки и переподготовки востребованных производством специалистов. Сейчас Алексинский химико-технологический техникум превращается в заведение с современной учебно-лабораторной базой. А ведь еще совсем недавно техникум стоял перед грозой потери своего профиля, т.к. в сфере образования, также как и в производстве, «плохая учеба» никому не интересна.

Воссоздавая систему подготовки высококвалифицированных кадров, мы должны делать ставку, прежде всего, на жителей своего региона, чтобы предлагаемые им траектории профессиональной реализации соответствовали жизненным ожиданиям. Поэтому условием того, что современное рабочее не останется вакантным, является окружающая его социальная инфраструктура. Это особенно актуально для оборонных предприятий, работа на которых накладывает серьезные ограничения и, зачастую, вступает в противоречия с современными стереотипами и представлениями о качестве жизни. Эти ограничения могут быть связаны как, к примеру, с допуском к секретным сведениям, так и в целом с повышенной ответственностью на рабочем месте – производство оружия не прощает ошибок.

Оборонщики – особая каста. Эта особость должна культивироваться обществом, а люди, делающие оружие, должны верить в правоту своего дела и понимать, что с их оружием в руках воюют наши солдаты. Степень гражданского самосознания и ответственности того, кто работает на оборонном предприятии, трудно переоценить и рабочий день оборонщика не оканчивается получкой. Оборонщик – это образцовый гражданин, который разделяет ценности своего государства, доверяет ему и чувствует общественную поддержку.

Комплекс вопросов, связанных с созданием высокотехнологичных рабочих мест, современной социальной инфраструктуры, подготовки и воспитания профессиональных кадров не может быть решен в одночасье. Между тем, предприятия должны продолжать работать и уже сегодня давать стране необходимую продукцию. А это значит, у станков должны стоять рабочие, а за учебные парты в массовом порядке садиться будущие технологи, инженеры, конструкторы. Поэтому в нынешних условиях апелляция к гражданскому самосознанию неизбежно будет выносить на поверхность вопросы, на которые мы пока так и не дали удовлетворительного ответа.

На рубеже 80-х и 90-х годов никто не спрашивал нашего мнения о необходимости смены социально-политического строя. Охватившие массы «идейки» тех предательски страшных десятилетий уничтожали русскую государственность, ее уникальную и во многом совершенную социально-политическую модель. За счастье жить в свободной стране мы заплатили в прошлом веке страшную цену гражданской и двух мировых войн. И не так просто убедить молодого человека взять на себя множество ограничений, заставить идти служить в грязные цеха, не ответив на вопрос о том, почему созданные усилиями всего народа богатства страны, измеряемые не только и не столько материальными ценностями, вдруг в одночасье оказались в частных руках, для которых интересы страны, ее обороноспособность, зачастую, пустые слова на фоне «горячих» войн и конфликтов, ведущихся нами сегодня. Однако именно в оборонке мы можем сегодня найти твердую точку опоры, основу национальной консолидации перед лицом стоящих угроз. Прав, безусловно, Владимир Груздев, утверждая, что «понимание того, ради чего ты работаешь, способно многое переменить в отношении к ТРУДУ и в разы поднять его ценность».

И если мы пока еще не готовы признаться себе в том, что земля принадлежит крестьянам, а фабрики рабочим, то время требует от нас встать на защиту общественных интересов и оградить от посягательств врага, бесспорно, народное достояние – национальный суверенитет России. В его основе – индустриальная мощь страны, которая создается трудом свободных и сильных людей, носителей высоких гражданских идеалов. Оборонщики в самые трудные времена боролись за русские заводы и технологии, ни один из них не оставил своего станка и до последнего защищал и будет защищать Родину. Так издревле закалялась русская сталь».

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации