В Туле в рамках модернизации образования создаются центры, которые будут включать в себя средние общеобразовательные организации и дошкольные учреждения. Подобная реформа позволит в первую очередь оптимизировать в учебных заведениях аппарат управления и высвободившиеся средства направить на их развитие, во-вторых, осуществить принцип непрерывности образования, обеспечить передачу опыта школ-лидеров другим школам. Все это служит единственной цели – улучшению качества образования.
В Туле уже существует Центр образования, его возглавляет педагог, депутат Тульской городской Думы V созыва Вера Сошнева. Она рассказала о положительном опыте создания подобного образовательного комплекса.
МБОУ Центр образования №1 им. Героя России Дмитрия Горшкова был организован 29 августа 2014 года путем объединения тульского Лицея №4, Гимназии №2, а также четырех детских садов: №2, 32, 149 и 167. Учреждение объединяет шесть зданий, в которых обучаются 3 тыс. 600 детей. Образовательный процесс осуществляют 415 сотрудников, 259 из которых – педагоги.
«Поменялось штатное расписание. У каждого структурного подразделения свой руководитель и заместители по учебной и воспитательной работе. Все, кто работал в педколлективе до объединения, остались на своих местах и продолжают работу, сосредоточенную на образовательном процессе. Для учащихся точно также ничего не изменилось. Изменения коснулись лишь административно-хозяйственного аппарата, который претерпел оптимизацию»,– рассказала Вера Сошнева.
«Мы не потеряли ни одного ученика», – обратила внимание начальник Управления образования администрации Тулы Татьяна Золотова.
Она подчеркнула, что прошло совсем мало времени с момента реорганизации учреждений, однако совершенно очевидно, что объединение коллективов, тем более таких сильных, предоставляет возможность объединить традиции школ, обменяться лучшими педагогическими практиками, чтобы планомерно развиваться и предоставлять еще более качественные услуги образования.
Татьяна Золотова также отметила в качестве положительных моментов создания центров – возможность вариативности образования благодаря созданию многопрофильности.
Родители не бьют тревогу, но хотят знать, где и как будут учиться их дети. Поэтому стоит подвести некоторый итог:
1). Директора образовательных учреждений становятся руководителями структурных подразделений, которые благодаря нововведению теперь могут сосредоточить свою работу исключительно на образовательном процессе. В их распоряжении остаются заместители по учебной и воспитательной работе, административно-хозяйственной деятельности и безопасности.
Руководитель Центра будет иметь широкие полномочия. Благодаря созданию образовательного комплекса у руководителя учреждения появится возможность эффективно управлять ресурсами как в отношении управления педагогическим коллективом, так и в отношении создания условий для работы педагогов, оснащения профильных классов.
2). Педагогический коллектив, входящий в Центр образования остается прежним. Количество педагогов рассчитывается по числу классов. Оптимизация штата касается исключительно хозяйственно-административного корпуса.
3). Учащиеся продолжают посещать прежнюю школу.
4). Все структурные подразделения одного Центра образования будут преподавать по единому учебному плану, который будет разработан совместными усилиями. Более того, у Центра будет общая лицензия, свидетельство об аккредитации, одна материальная база. При грамотной организации системы управления будут тратиться одинаковые финансовые средства.
5). Материально-техническая база станет доступна всем структурным подразделениям.
6). Понятие «лицей» и «гимназия» перестает быть актуальным, так как Закон «Об Образовании в РФ» не предусматривает подобных моделей учебных заведений. Образовательные организации имеют право сами рассматривать более глубокий поход к изучению основных предметов.
Существует определенный порядок образования комплексов. Сначала состоятся заседания Управляющих советов, затем экспертная комиссия проведет оценку последствий, и только потом администрация города Тулы примет решение о создании следующего образовательного комплекса.
В планах появление порядка 50 Центров образования. Открытие новых стоит ожидать уже к началу следующего учебного года.
«Мы в начале большого пути. И, как известно, дорогу осилит идущий. Кто-то видит риски, а кто-то возможности, так вот мы видим возможности, принимая во внимание риски», – подвела итог Татьяна Золотова.