Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

ОНФ предлагает ограничить законом контакты коллекторов с должниками

Законодательно ограничить контакты коллекторов с должниками предлагает ОНФ. Как стало известно ИА «Тульская пресса», каждая третья жалоба в Службу ЦБ по защите прав потребителей финансовых услуг, по данным Центробанка, связана с неправомерными действиями коллекторов. Чтобы защитить граждан от вымогательства, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов предлагает запретить коллекторам вступать в коммуникацию с должником более четырех раз в сутки, а также разглашать информацию о задолженности третьим лицам. Эта инициатива получила поддержку в Госдуме на круглом столе «Разбитое зеркало: как заемщикам, банкам и коллекторам не потерять свое лицо».

У проекта ОНФ «За права заемщиков» жалобы граждан на полукриминальные способы, которые используют коллекторские агентства в работе с должниками, тоже входят в тройку «лидеров», сообщили активисты на круглом столе, в котором приняли участие представители Центробанка, МВД РФ, банковского сообщества, Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), общественности.

Многие заемщики, задолжавшие банкам, испытывают на себе противоправные методы воздействия со стороны взыскателей долгов: людям угрожают, беспрерывно звонят домой и на работу, пишут оскорбления в подъездах.

«Звонки коллекторов на работу заставляют людей увольняться и терять последний источник дохода. Угрозы — встречи с родными, угроза приехать по месту прописки — вот на что жалуются нам граждане», — констатировал председатель Совета РОО «Россия без долгов» Денис Калугин.

«8% жалоб в Финпотребсоюз в 2014г. были на некорректное взыскание долгов. Чаще всего люди жалуются на грубость, на разглашение данных третьим лицам. Мы не согласны с теми формами взыскания, которыми пользуются даже крупные агентства. В НАПКА входят лишь несколько десятков из сотен работающих в России коллекторских компаний», — отметил председатель правления Общероссийской общественной организации потребителей «Финпотребсоюз» Виктор Майданюк.

Руководитель службы ЦБ РФ по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Илья Кочетков предложил в случаях нарушений обращаться в Центробанк. Соответствующая помощь будет оказана, заверил он.

«Это актуальный вопрос, что доказывает его недавнее рассмотрение в Совете безопасности. Нет отдельной статистики в МВД по коллекторам, а также существует большая проблема в доказательной базе. Одних слов гражданина, мягко говоря, недостаточно. Когда в законе будет прописан должный перечень запрещенных действий, то правоприменительная практика будет усовершенствована», — считает заместитель начальника Управления «Ф» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ Дмитрий Сапрунов.

Однако ждать, что ситуация мгновенно нормализуется, уверены эксперты проекта ОНФ, не стоит. В условиях резкого спада экономики растет и просроченная задолженность, сумма которой скоро приблизится к отметке в 1 трлн руб., как следствие — ужесточаются и методы по взысканию долгов. Причем к ним все чаще прибегают даже известные банки, которые, правда, всякий раз отрицают свою причастность к методам работы конкретного агентства, купившего у них «плохие» долги.

Ситуация накаляется пропорционально снижению уровня жизни и росту безработицы, требуя незамедлительных законодательных решений. Пока на площадке ОНФ готовится отдельный законопроект о коллекторах, зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов подготовил проект важных поправок в закон «О потребительском кредите (займе)». Законопроектом предполагается запретить коллекторам вступать в коммуникацию с должником более четырех раз в сутки, а также разглашать банковскую тайну (к которой относится информация о просроченной задолженности) третьим лицам. Банк или коллекторское агентство также обяжут в течение трех лет со дня окончания действий по возврату во внесудебном порядке задолженности хранить сведения о всех фактах взаимодействия с заемщиком, в том числе записи телефонных переговоров.

«Пока готовится закон о коллекторской деятельности, мы предлагаем эффективные точечные решения», — пояснил Виктор Климов. Изменения вносятся в ст. 15 закона «О потребительском кредите», регулирующую правила возврата задолженности. После того, как поправки будут приняты, нарушение будет подпадать как под административное наказание (ст. 14.57 КоАП), которое предусматривает штраф для должностных лиц до 20 тыс. руб., а юрлица до 100 тыс. руб., так и уголовное (ст. 183 УК РФ), которое предусматривает до двух лет лишения свободы.

За скорейшее принятие закона о коллекторской деятельности уже в этом году высказались президент НАПКА Алексей Саватюгин, председатель совета директоров коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева.

«То, что человек является должником, не означает, что его можно подвергать прессингу. Мы выступали и будем выступать за это как в публичном пространстве, так и в своих законодательных инициативах», — заключил Виктор Климов.

Напомним, в октябре 2014г. в рамках проекта «За права заемщиков» была создана рабочая группа по разработке проекта закона о коллекторской деятельности. Экспертами группы стали члены НАПКА, эксперты и участники финансового рынка. Цель рабочей группы – прописать в документе исчерпывающие требования к деятельности участников рынка, в том числе к процедурам взыскания долгов, и поставит эту деятельность под надзор.

 

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний