Президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов комментирует ключевое событие социально-политической жизни сразу нескольких регионов страны — акции протеста дальнобойщиков, несогласных с системой «Платон».
Как отмечает Виноградов, эти события не могли не застать губернаторский корпус врасплох.
Возможности местных администраций участвовать в урегулировании ситуации, по словам президента Фонда, были крайне ограничены.
Часто действия регионов, не имеющих четкого федерального сигнала об оптимальных механизмах реакции на протесты были импровизированными.
Исходя из этого, Михаил Виноградов выделил четыре основных типа поведения региональных властей.
Как заявил Виноградов, в первую группу попадает идеологизированное противостояние, предполагающие отказ от разбора претензий дальнобойщиков и выдвижение ответных обвинений в «безмозглости» и попытках «проверить на прочность политическую систему».
Одновременно, по словам руководителя фонда, имели место попытки использовать организационную слабость дальнобойщиков, их способность к легкому отказу от протеста или готовность уступить давлению правоохранительных органов.
Второй тип поведения — патернализм, отмечает Виноградов:
«Предполагает акцент на выгодах для простых граждан от внедрения системы «Платон» – получение средств на строительство моста через Ахтубу в Волгограде, Фрунзенского моста в Самаре, реконструкцию Ворошиловского моста в Ростове-на-Дону, ремонт Гоголевского моста в Петрозаводске. Дальше других здесь пошел председатель Курганской областной думы Дмитрий Фролов, позиционировавший систему “Платон” как способ уничтожить нелегальные перевозки, сдерживающие развитие экономики».
Третий тип — лоббизм. Михаил Виноградов поясняет, что кризис на рынке грузоперевозок был использован для выдвижения инициатив, удовлетворяющих интересы регионов.
Так, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов предложил распространить систему «Платон» на региональные дороги, глава Ленинградской области Александр Дрозденко и министерство транспорта Пермского края занялись разработкой схем взимания платы с большегрузов за проезд по региональным и муниципальным дорогам.
В четвертую группу попадает, так называемое, «братание». Это, по словам Виноградова, максимальная открытость по отношению к дальнобойщикам.
Такой тип поведения демонстрирует понимание причин, вызвавших протест. Например, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман передал в администрацию Президента обращение бастующих дальнобойщиков.
Еще примеры: губернатор Белгородской области Евгений Савченко попросил Минтранс установить переходный период для налаживания полноценной системы работы «Платон», губернатор Приморья Владимир Миклушевский предложил дополнить мораторий введением льготного тарифа для Дальнего Востока, а главы Оренбугской и Ульяновской областей лично встретились с дальнобойщиками.
«В целом управленческие элиты регионов показали отсутствие выводов из протестных акций минувших лет – от прошлогодних выступлений в защиту медицины и образования до громких событий вокруг Химкинского леса. Реакции региональных элит остаются спонтанными, а общее понимание приоды протестных акций и оптимальных механизмов реагирования на них к настоящему времени не сформировалось», — заявил президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.