Стала большой и неоднозначной, с диаметрально противоположными точками зрения, явной недосказанностью, различной трактовкой событий, резкими атаками и непредсказуемым до поры ходом развития событий.
Немаловажно, что цыганская же сторона поначалу объясняла вспышку агрессии в отношении рабочих газовой компании страхом. Страхом, что «их пришли сносить». Поначалу было непонятно.
Но вскоре напомнили, тем кто забыл, что своего часа у судебных приставов дожидаются более 120 решений о сносе незаконно возведенных цыганами в Плеханово жилых домов.
УХОДЯ НА НЕБО, ПРИШЕЛ В ПЛЕХАНОВО
Цыгане кочевали издревле. Но советским руководством было принято решение, что так больше продолжаться не может: цыган надо «заземлить», сделать оседлыми.
Так, в 60-х годах в Плеханово и осел табор.
Там они и живут как могут. С тех же самых советских времен и до сей поры, главная проблема: мало кто умел и хотел с ними заниматься. Все, включая силовые и властные структуры, предпочитали не связываться. Чем, собственно, в отсутствии спроса цыганские общины нередко пользовались в своих интересах.
Время от времени, после очередных сообщений о криминале с участием лиц цыганской национальности, волнами идут сетования, дескать, не работают, а живут только на доходы от наркоторговли. Странно, если «каждый суслик» в тульском поле знает, что цыгане торгуют зельем, почему правоохранители не пресекут эти явно незаконные действия?
Не получится, говорите?! Уж, нет!
Несколько лет назад лица цыганской национальности охотно и прибыльно промышляли в тульском регионе сбором металла и гаданием. Так, вот, тогдашний начальник УВД генерал Рожков запретил заниматься гаданием в населенных пунктах Тульской области. И получилось! Причем, как говорят наши источники в силовых ведомствах, это сильно ударило по «финансам» цыган.
ГАЗОВЫЙ БУНТ?
В некоторые времена, как нам удалось выяснить, финансовые потери государства за покрытие убытков доходили до 400 тысяч рублей в месяц. То есть, о проблеме с, мягко скажем, неплатежами за «чужой» газ знали еще с 2000-х годов.
И о цыганском «самострое». Работа по легализации цыганского жилья-бытья велась. Часть построек удалось узаконить, а часть этому просто не подлежит по объективным причинам. Были, например, строение, которые беднейшие семьи цыган возводили, чуть ли, не из фанеры и досок.
Есть у нас данные, что в 2000-х годах была возможность еще 120-150 цыганских домов узаконить. Это, как раз, то количество жилых построек, ныне считающихся «нелегитимным».
ОЧАГ НАПРЯЖЕННОСТИ
Официально выводы звучали, примерно, так: «…рекомендовано осуществлять мониторинг межнациональной обстановки, складывающейся в местах компактного проживания лиц цыганской национальности, с целью выявления предпосылок к осложнению оперативной обстановки и дальнейшего их устранения. А также продолжить работу по осуществлению профилактического обхода жилого сектора, проводить совместно с Управлением Федеральной миграционной службы России по Тульской области целевые мероприятия, направленные на обеспечение правопорядка».
Но еще задолго до этого, проблемами территорий компактного проживания цыган занималась специально созданная рабочая группа.
Ее возглавляла тогда еще в ранге заместителя губернатора заместитель председателя Тульской областной Думы 6-го созыва, руководитель фракции «Единая Россия» Юлия Марьясова.
Мы обратились к Юлии Марьясовой, с просьбой прокомментировать. Зампред Тулоблдумы заявила нашему корреспонденту, что СМИ не должны раздувать скандальные темы, что, мол, кто-то хочет выселить цыган из Тульской области. Она считает, что речи об этом не идет. Важно пытаться «интегрировать» цыганские поселения в правовое социальное и экономическое поле.
И это, как Марьясова считает отчасти удается. Мы поинтересовались, были ли подвижки в реальных делах с момента создания рабочей группы в 2013 году. «Я возглавляла, как заместитель губернатора, эту рабочую группу. За эти годы было сделано много. Например, в Плеханово построена школа, дети цыганских семей пошли в школу.
Вы должны понимать, что проблеме более 50 лет. Ее нельзя решить за год или за два. Это сложный вопрос, требующий и времени, и больших средств», — отметила Юлия Марьясова.
Она заявила, что акценты в проблемной ситуации с поселком Плеханово и цыганской частью его населения, четко расставил на экстренном совещании врио губернатора Алексей Дюмин. Намечены алгоритм дальнейших действий и тональность, в которой должна вестись риторика.
Кстати, и Евгений Авилов вскоре после «результирующего» совещания под руководством врио главы региона, заявил ситуация с нарушением закона представителями цыганской нации в сфере подключения к инженерным сетям возникла давно, и была известна представителям исполнительной власти города, предпринимались соответствующие меры. Есть, по словам главы администрации Тулы, и подвижки в борьбе с хаотичной застройкой самовольных объектов цыганским населением. Инициирована разработка проекта планировки места компактного проживания цыган с точки зрения доступности и безопасности.
ПОДЛОЖИЛИ?
С прицелом на то, что, в правовом поле это, по-сути, абсолютно выигрышное дело. И суд, что неудивительно, принял решение незаконные постройки цыган снести.
В то же время, владеющие ситуацией в вопросе цыганских сложностей в плехановском поселке люди нам рассказали, что с момента, как министерство внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области возглавил Антон Агеев, работа на данном направлении практически свелась «на нет». Отчасти их слова подтверждает то, что результаты деятельности по гармонизации межэтнических отношений с цыганским населением Тулы и региона широкой общественности известны мало.
То есть, мина замедленного действия «под Плеханово» по газовым и жилищным проблемам была заложена раньше, задолго до цыганского бунта и спецоперации ОМОНа в этом тульском поселке.
А взорвалась она уже при новом врио губернатора. Напрашивается вопрос: случайно ли…?
У редакции ИА «Тульская пресса» есть желание, чтобы наши выводы прокомментировали люди, имевшие и имеющие отношение к этой непростой и социально-значимой проблеме. Мы ждем, готовы выслушать и рассказать об этом нашим читателям.