Высшим экологическим советом было отмечено, что перспективы развития Байкальского региона играют огромную роль в политическом, экономическом и социальном развитии России с учетом динамики развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона, для которых ресурсный потенциал Байкальского региона является наиболее привлекательным. Вопросы сохранения уникальной экосистемы озера Байкал являются объектом целого ряда международных соглашений по охране окружающей среды. Однако, несмотря на заключенные межгосударственные соглашения по охране и использованию трансграничных водных объектов, Китай отводит для своих целей истоки Аргуни, истоки Иртыша уже отведены.
Особую озабоченность сегодня вызывает постановка Монголией вопроса о создании на реке Селенга водохранилищ для целей гидроэнергетики и орошения, переброса воды в районы пустыни Гоби. Эта хозяйственная деятельность несет прямую угрозу существованию уникального озера Байкал.
Высшим экологическим советом был отмечен ряд ключевых законодательных актов в области охраны и рационального использования биологического разнообразия, принятых в период работы Государственной Думы 6 созыва:
1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 24.11.2014 N 361-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Внесённые указанными законодательными актами изменения направлены на повышение экологической безопасности и снижение негативного воздействия на окружающую среду Байкальской природной территории, усиление правового режима особо охраняемых природных территорий, усиление роли общественности в принятии решений в области охраны окружающей среды, в том числе и на особо охраняемых природных территориях, усиление контроля и надзора на особо охраняемых природных территориях.
Кроме того, усовершенствованы нормы законодательства, регламентирующие охрану окружающей среды и природопользование на Байкальской природной территории, а также гармонизирующие нормы Федерального закона «Об охране озера Байкал» в связи с произошедшим объединением некоторых субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Сибирского федерального округа, и изменением их наименований.
Таким образом, рекомендации участников расширенного заседания Высшего экологического совета Правительству Российской Федерации по вопросу защиты озера Байкал выглядят следующим образом:
• Разработать и внести в Государственную Думу законопроекты, предусматривающие внесение изменений в законодательство об охране озера Байкал в части изменения подходов к установлению водоохранной зоны озера Байкал с учетом интересов населения, проживающего на Байкальской природной территории;
• Принять все необходимые меры по недопущению негативного воздействия на озеро Байкал в связи со строительством гидротехнических сооружений в бассейне реки Селенги на территории Монгольской Народной Республики.