Корреспондент ИА «Тульская пресса» пообщался с директором бюро путешествий и активным общественником Артемом Барановым о том, как «оживить» центр города, почему в Туле так много кальянных и пустующих ресторанов, а также выяснил, чем же все-таки отличается скульптура от арт-объекта.
Живой кремль
— Артем, в Туле и области сейчас активно развивают туристические направления, как ты, человек, уже достаточно долго занимающийся этим бизнесом и много где побывавший, можешь оценить привлекательность нашего города для путешественников?
Здесь, как и везде, на мой взгляд, есть вещи положительные, есть вещи сомнительные и есть вещи ужасные. Основная проблема в том, что не хватает профессионалов в сфере туризма. Да, у нас реставрируются такие объекты культурного наследия, как кремль, например, и это, бесспорно, хорошо. Есть приличный парк. Приезжают иностранцы, которых я лично водил по городу, и центр им нравится, они говорят «вау». Но объективно – в том же кремле пока слишком скучно и пусто.
Да, раньше там было так же скучно и так же пусто, но еще и бурьян рос. Сейчас это пространство можно и нужно как-то оживлять. Со стороны муниципалитета какие-то мероприятия проводятся, но все они проходят в таком старом формате, неживом, на который люди не ходят. Мало кто хочет слушать поющих бабушек, хотя, если их правильно преподнести, это тоже может собрать много народу.
— И как же решить эту проблему?
Надо привлекать, прежде всего, современных профессионалов. Проблема в том, что у нас таких профессионалов нет. Люди, которые сейчас этим занимаются, живут немножко прошлым. Я вот сам, например, еще год назад познакомился с сотрудником Художественного музея, сказал им, что у них всё скучно, отстойно. Они говорят: «Да, мы понимаем. Но мы по-другому не можем. Тем более, посмотри на нашу зарплату».
В том году там все-таки провели неформатное мероприятие от TULA EDM COMMUNITY. Это делают молодые ребята, пытающиеся внести свою лепту, но музейные работники зачастую сами понимают и признаются, что им тяжело выйти из рамок, им нужна свежая кровь. А для молодых специалистов работать в музее за предлагаемую зарплату – это финансовое самоубийство. В школах похожая ситуация. Люди занимаются важными вещами, а на те деньги, которые они там получают, можно только покушать, и то кое-как. Так быть, разумеется, не должно.
Мы также, я считаю, не должны стесняться и приглашать специалистов из других городов. В той же Москве много хороших специалистов. Причем многие готовы помочь даже без гонорара, просто для своего опыта. Есть люди, которые только начинают, но уже способны сделать большее, чем те, кто давно этим занимается в Туле.
— Ну а как все-таки оживить кремль, чтобы он был не просто ухоженным памятником? Летом в кремле, например, проводили киноночь под открытым небом: поставили экран, лавочки, включили фильмы. Отличная идея, по-моему.
Да, и нужно больше таких мероприятий, которые будут создавать движуху. Центр города у нас мертвый, там не происходит ничего, это абсолютно неестественная ситуация для любого европейского города, к которому мы, я так полагаю, относимся.
Одно время я с единомышленниками продвигал проект «Маленькая Тула». Мы предлагали начать с маленького шага. Взять, например, пространство бывшей воинской части на улице Союзной и населить его людьми, которые создавали бы ту самую движуху. Все это у нас в городе есть: театры, реставраторы, танцевальные клубы — но эти коллективы слабо друг с другом взаимодействуют. А по нашему замыслу, им бы предоставили базу, где они могли бы находиться и творить на льготных условиях.
Как вообще работают арт-пространства? Берется какое-то пустующее место, его населяют всякими творческими людьми, они его раскручивают и привлекают туда народ. А потом этот проект окупает себя, нельзя же просто вложить деньги и все. Когда будет ходить народ, туда придут и более коммерческие арендаторы: какой-то магазин, какое-то кафе. Суть в том, что это реально работает.
— А торговые ряды не оживляют кремль?
Это неплохой проект, но немного недокрученный. Если создать для всех фирменный стиль, стандарт обслуживания, сетку мероприятий, станет лучше. Чтобы каждый проводил раз в неделю что-то: мастер-класс или лекцию, и люди знали, что можно прийти вечером погулять в кремль, и там что-то будет.
Так это работает и в других арт-пространствах. Возьмем, к примеру, «Флакон» в Москве: там происходит 300 мероприятий год , то есть часто больше одного мероприятия в день. И все это делается потому, что есть договоренность с арендаторами. И им самим это и выгодно, и интересно. Там все время есть народ, даже зимой в минус 20.
Я верю, что и у нас люди с удовольствием откликнулись бы на подобное. Во-первых, у нас город немаленький – полмиллиона человек. Для Европы это вообще много. Многие европейские столицы могут похвастаться максимум таким же населением. Просто нужно больше живых мероприятий, на которые люди придут пообщаться, где им будет интересно.
Пастила и кружева
— Одним из способов привлечения туристов является продвижение местных брендов. Какие из них, на твой взгляд, самые успешные?
А у нас вообще очень благоприятная ситуация с брендами. Вот Орел, Липецк – какие с ними ассоциации? Никаких. С Тулой у всех ассоциации. И образ достаточно яркий, но все равно получается так, что большинство туристов едут в Тулу не потому, что им стал интереснее город, а потому что раньше они могли на выходных себе позволить в Прагу съездить, а сейчас москвичи предпочитают что поближе и подешевле.
Как мне кажется, наши бренды нужно развивать активнее, причем уделять больше внимания не только знаменитой троице: пряник, оружие, самовар, но и другим, незаслуженно подзабытым.
— Белевским кружевам?
Ну, например. Или пастиле. Я могу по опыту сказать: в Германии даже есть закон, что если ты находишь какой-то старинный рецепт и восстанавливаешь его, тебе выделяют большой грант. И люди потом охотно пробуют такие реконструированные блюда.
Если сделать в Туле такое кафе, в котором будет белевская пастила, какой-то старинный рецепт чая, то этот проект будет успешным, только не надо матрешек и прочей лабуды – это уже всем приелось. Нужно нечто современное, смешанное с традиционным, созданное с учетом последних тенденций и в дизайне, и в маркетинге. Это очень хорошо заходит, народ будет толпами ходить.
Вот есть «КофеКульт», у них все хорошо с продвижением (Кстати, в преддверии фестиваля Tolstoy Weekend кофейня вместе с арт-движением «Борода Толстого» организовала проект «Толстой в городе», о котором можно прочитать здесь.), а что если взять и не банальный кофе, который тоже всем надоел, а что-то наше, традиционное или вспомнить рецепты супов и сделать кафе с супами.
— У нас же есть целая поваренная книга Софьи Андреевны Толстой. Я с ней одно время плотно работала, там очень много рецептов, хватит на полноценное меню.
Вот именно. Или вспомнить Болотова, который занимался разведением сельхозкультур. Сейчас недалеко от музея Болотова в Заокском районе один инвестор построил коттеджный поселок именно для фермеров, где они могут на льготных условиях получить землю и жить там, выращивая собственный урожай. А часть людей могут приезжать на выходные и закупаться у местных производителей. Место только открылось, а желающих уже полно. Но, к сожалению, это все частные инвестиции, а не муниципальные.
Есть у нас в области еще один интересный пример – это «локаворский» ресторан, где готовят только из продуктов, выращенных и произведенных в радиусе 100-150 км. Их фишка еще и в том, что они придумали, как выглядела бы современная русская кухня, если бы она развивалась без СССР, то есть не было бы салатов оливье и селедки под шубой. Они используют много забытых продуктов, это очень интересно. Конечно, этот ресторан достаточно дорогой, но ничто не мешает сделать место по схожему принципу бюджетного формата.
Могу в положительный пример привести «Петр Петрович», у них бывают проблемы и с качеством еды, и к стоимости есть вопросы, но в целом та атмосфера, которая создается дизайном интерьера, она интересна, и можно это показать гостям.
Не развлекуха, а бизнес
— Есть ли еще какие-то места в Туле, которые привлекательны для туристов и развиваются, на твой взгляд, в правильном направлении? В широком понимании.
Сложно сказать, потому что у нас мало мест, которые не про поесть и попить. У нас много тайм-кафе, но их проблема в том, что они эксплуатируют формальную идею платы за время, ставят приставку, приносят настольные игры, а суть культурного пространства теряется. Каких-то иностранных гостей сюда не приведешь.
Проблема, что у нас люди часто закрытые, замкнутые на себе, не хотят общаться и развиваться. У нас в этом такая провинциальная позиция, что вот я сижу и не хочу ни с кем общаться и буду считать, что я самый крутой. Вместо того, чтобы всем собраться и обсудить идеи.
У нас есть люди, которые могут делать все лучше. Но пока большинство вещей происходят не благодаря, а вопреки: когда кто-то говорит, вот я никуда не поеду, я хочу сделать что-то здесь. У кого-то получается, у кого-то не очень. Хотелось бы больше поддержки сверху.
Когда мы с МСМИ делали пикник на набережной Упы, к нам после обратился глава администрации Пролетарского округа и попросил сделать что-то похожее в Кировском сквере. Чтобы было круто и без «совка». Мы сказали, что готовы помочь, но за вознаграждение, мы же не альтруисты, люди же за это зарплату получают, и все, больше разговоров не было.
— А возможно сделать туристически привлекательным место, скажем, из базара в центре города? Улицу Каминского же как-то планировали сделать пешеходной.
Можно сделать туристическое место и из центрального рынка. Во всем мире рынок – это одно из пространств для притяжения туристов, а у нас просто колхоз. Хотя преобразовать его не так сложно. Для этого нужно предложить продавцам стандарты обслуживания, презентации товаров, следить за всем этим, но опять же пока ничего не меняется.
— Зато ресторанов в городе хватает – богатый выбор. С клубами, правда, туговато.
Недавно слышал разговор двух приезжих, которые вышли из «Стечкина» и спрашивали у местных, куда можно еще пойти, чтобы поразвлечься в Туле. Но как бы это ни было смешно и грустно, если им не понравилось там, то идти здесь особенно больше и некуда.
Но даже у «Стечкина», как и у большинства нашего общепита в городе, есть одна большая проблема. Это не бизнес, это развлекуха. Рыночные механизмы там не работают. Например, в Америке если ресторан не забит полностью вечером, то он закроется через несколько дней. Либо он популярен и работает, либо нет. А у нас большинство ресторанов, что в Туле, что в Москве, стоят полупустые. А почему? Потому что это открыто не как ресторанный бизнес, а как что-то сопутствующее. И заведения работают в минус, туда люди ходят, но гораздо меньше, чем могли бы ходить. Никто особенно не пытается что-то улучшать, потому что зачем стараться, когда основной бизнес приносит и так хорошие деньги, позволяющие покрывать даже расходы от ресторана. Другое дело, когда люди зарабатывают на этом деньги, у них есть стандарты, есть стремление стать лучше.
Цепи и смайлики
— Ладно, но все-таки в Туле прибавляется туристических мест. Например, в парке да и вообще по городу устанавливают новые арт-объекты – это же хорошо?
Арт-объекты развиваются, но большинство того, что стоит у нас – это и не арт-объект, и не городская скульптура, а помесь французского с нижегородским. Самый дикий пример – это смайлики на Первомайской. Но можно все исправить, перенеся их в другое место, сделав классное концептуальное высказывание, если поставить их в район Чермета. Вот это будет супер, это будет арт-объект, потому что он будет нести какой-то смысл.
Блоха в Ликерке исполнительски интересна, но объект спорный, потому что посыл изначально исковеркан. Задумка такая: блоха – это порождение западной культуры, и Левша ее укротил и поборол. Но автор как-то забыл, что когда кого-то подковывают – это означает помощь. Когда коня подковывают, ему помогают удобнее бегать, и получается, что Левша блохе помогает.
Арт-объект – это обычно что-то непонятное. Ты можешь это трогать, взаимодействовать, главное, — это вкладывать определенное впечатление. В идеале арт-объект — это нечто, что заставляет тебя задуматься, критически поразмышлять, увидеть свое. И в этом смысле, кстати, цепи в парке – это больше арт-объект, чем расписные самовары.
— А про развитие Платоновского парка что ты можешь сказать? Там собираются сделать прогулочные зоны, которые естественно впишутся в ландшафт, будут использованы естественные материалы.
— Звучит это все очень интересно. Обычно везде в мире так и делают: используют природные материалы, как, например, в Музеоне в Москве. Если в Платоновском парке будет сделано что-то похожее, будет здорово.
Хорошо, когда появляется что-то новое, но все должно быть по уму. Сейчас многие родители могут позволить выделить для своих детей деньги на бизнес, но так как культуры у нас никакой, эти дети открывают кальянные. И в итоге у нас кругом одни кальянные, потому что другого они и не знают. Но они же активные, их можно научить, я, например, сейчас планирую открыть курсы по предпринимательству для старшеклассников, чтобы они хотя бы представляли, во что можно вкладывать деньги.
— А что это может быть? Что можно открыть начинающему предпринимателю, кроме антикафе и кальянной?
Навскидку, например, не так давно 19-летний парень сделал кружок радиоуправляемых моделей. Идея стара как мир, но такие обучающие курсы могут быть очень популярны.
— Но вот у нас открыли Кванториум недавно, где дети тоже могут обучаться интересным занятиям, в том числе и моделированию.
Да, но это большой проект, а это — частное дело. Парень вложил туда 100 тысяч рублей, начал с нуля, нанял человека, купил какие-то детальки, набрал первый поток ребят, обучил их, все довольны, и сейчас у него уже много-много-много таких кружков по всей России. И дополнительное образование сейчас весьма популярно. Хорошо бы, чтобы подобные проекты активнее поддерживались и со стороны государства.
Наша проблема и в том, что люди ленятся и не хотят сами ничего делать. Искреннее желание и активная поддержка сверху – вот, что должно сработать.
Я не верю, что патриотизм можно насадить. На мой взгляд, патриотизм развивается тогда, когда человек переживает за свой город, за свою страну и делает для этого что-то полезное. Это же не просто мероприятия для отчета. У нас часто показывают фильмы про войну, но мы не понимаем главного – люди воевали как раз для того, чтобы у нас была мирная жизнь, чтобы мы наслаждались ею, творили и создавали и делали мир лучше.