Екатерина Маренова, водитель трамвая: Мои друзья не ездят на маршрутках

15.02.2017 21:19

Завтра Тулу собирается посетить известный блогер Илья Варламов. В Туле Илья уже как-то бывал, впечатления остались сложные. И вот теперь новый визит, который носит уже практически официальный характер: глава администрации Евгений Авилова пригласил его и других его коллег принять участие в обсуждении развития города и, в частности, тульского трамвая.

Как именно будет строиться беседа, и какими советами поделятся блогеры-теоретики с чиновниками-практиками, пока не известно.

ИА «Тульская пресса» решила не ждать и узнать про сложности и радости «трамвайной» жизни у тех, кто знаком с этим транспортом, пожалуй, лучше всего – у вагоновожатых.

Екатерина Маренова водит трамваи уже 21-й год, 17 из  них – в Туле.

— Начала этим заниматься еще в том веке — в 1996-м году на Украине. Первый мой трамвай был чешский Т3. Мы все с этого начинали во всех городах, наверное. А сейчас я работаю на уральском вагоне. Те самые, что красненькие и красивые, у нас они ходят уже четвертый год. Эти вагоны практически не отличаются от другого парка, но они, конечно, современнее оборудованы.

— Не подсчитывали, примерно, сколько километров намотали на трамвае по Туле? Сколько людей перевезли?

— Ой, мне кажется, за 20 лет уже можно земной шар объездить. И также с людьми. Кажется. я перевезла город Тулу несколько сотен, тысяч раз. Я работаю на 13-м маршруте, он самый длинный, идет 1 час 10 минут: от стадиона «Металлург» до Менделеевского поселка.

— Пассажиры какие обычно попадаются? Говорят, что трамваем пользуются пенсионеры чаще всего.

— Нет, у нас все категории: и студенты, и рабочие люди, и очень много интеллигенции, и пенсионеры тоже.

— А рабочий день с чего начинается?

— Утро начинается с приемки. Для этого нам дается где-то полчаса. Я прихожу на работу, принимаю вагон, смотрю все виды тормозов, чтобы все было исправно, чтобы вагон был помыт, чистенький, и я выезжала красивая, нарядная. А только потом выезжаю в линию.

— Кадров-то хватает?

— Кадров редко когда хватает, но это связано, во-первых, с тем, что учиться трамваю можно только в «Тулгорэлектротрансе», а, во-вторых,  кто-то уходит в декрет, кто-то – на пенсию.

Трудоустроиться водителем автобуса гораздо проще, потому что здесь нужна только водительская категория D. Чтобы водить электротранспорт, необходимо пройти отдельное обучение за стипендию, сдать экзамены. Процедура несколько сложнее, это тоже сказывается. А кадровой текучки у нас, как таковой, нет.

Приходят работать вагоновожатыми, в среднем, от 20 до 35 лет.

— В последнее время парк общественного транспорта в Туле власти стараются обновлять, ремонтируют трамвайные пути. Ощущается ли разница водителям трамваев? 

— Конечно. Последние вагоны, которые пришли из Москвы или с Урала, они великолепные. Заметно и что пути ремонтируют. Вот я водитель 13-го маршрута. То, что сделали сейчас по Тимирязева, — ну просто сказка! Вот умеют же, когда хотят. А в позапрошлом году делали Михеева, там же ни одной дырочки же нет – хоть не 30 км/час ездить, а летать можно.

Поменяли крестовины на пересечении Мосина и Коминтерна, Фридриха Энгельса и Советской. Все сделали качественно и мне, как водителю, это заметно, конечно.

— А вот водители автомашин соблюдают правила, дающие приоритет трамваю? Или ПДД все-таки часто нарушают?

— Да, есть такое. Иногда кажется, что только водители трамваев сдают на права, а остальные про ПДД просто не слышали. Они и подрезают, и едут, как хотят, иногда вообще не замечают, только когда им позвонишь, они дергаются и останавливаются. Стукнуться тоже, почему-то, можно только на трамвайных путях! Когда такие ДТП происходят, я всегда говорю пассажирам: извините, но пути железные, видимо, притягивают.

— Если бы у нас везде сделали бы выделенные линии, таких проблем, конечно, не было бы, так?

— Конечно, не было бы. Работаю я давно, когда пути были полностью обособленными, на той же Советской, все работало, как часы. Сейчас, например, сделана выделенная линия на участке от улицы Станиславского до Менделеевского поселка, и там трамваи ходят очень точно и быстро, поэтому пассажиров много, а проспект Ленина весь стоит. Возьмем то же Криволучье – зачем ждать автобус, когда можно сесть на трамвай и быстренько доехать? У нас дается-то от Депо до конечной станции (Стадион «Металлург» — Прим. авт.) всего 15 минут.

Если бы водители машин нас уважали, а то им можно повернуть на каких-то перекрестках с путей и ведь обязательно не на дорогу, а на путях встанут. Другим машинам они не мешаются, а только трамваю.

— А как Вы относитесь к предложениям убрать трамвайные пути из центра города и ряда других улиц?

— Нет, не надо нас убирать. У меня также есть машина, я ею пользуюсь и вот, что скажу: если товарищи «гаишники» будут работать лучше и разгонять машины с путей, смотреть, чтобы те соблюдали правила, то зачем трамвай убирать? Мы бы были скоростным, мобильным видом транспорта. Мы же ведь только и стоим из-за этих «вредных» машин, которые не хотят ничего соблюдать. Когда нет пробок в часы пик, мы всегда идем по графику.

Я не думаю, что нужно убирать трамвай из центра. Если мы останемся с краюшку, то кто ж будет с нами «с краюшку» ездить?

— Некоторые говорят, что вагоны не загружены, людей мало.

Нет, неправда: в час пик мы перевозим очень, очень много людей! Я сегодня работала по 7-му маршруту, который идет с Металлургов на Щегловскую засеку: в одну сторону перевезла человек 90  и в другую примерно столько же. «Любимых» 15-местных «автолайнов» сколько бы для этого понадобилось? А тут я одна справилась.

— А интервал движения как высчитывается?

— Нужно учитывать время и сам маршрут. Есть утренние часы пик, это время приблизительно понятно, затем после обеда начинают ездить школьники, студенты, бабушки по своим делам. Вечерний час пик, он более растянут по времени: кто-то после 8 домой добирается, кто-то после 6.

Учитываются и особенности маршрута. Наш маршрут №7 подстраивается под заводские смены, чтобы вовремя привезти и увезти рабочих, инженеров.

У трамваев своя специфика – они не могут обгонять и, соответственно, ходить каждые пять минут.

Выбирая расписание для каждого из маршрутов, мы исходим из потребностей жителей, которые по этому маршруту перемещаются.

К тому же, каждый год у нас берут студентов на маршруты, которые считают пассажиропоток. Эти данные тоже учитываются при составлении расписания.

— Сейчас много говорят про то, чтобы сократить маршрутки, многие из которых нарушают правила и всем надоели. Если люди сейчас из этих маршруток захотят переместиться в муниципальный общественный транспорт, на Ваш взгляд, насколько трамвайный парк к этому готов? Сможет ли принять столько пассажиров?

— Общая вместимость современного трамвая начинается от 120 человек. Это и стоящие, и сидящие пассажиры. Вместимость маршрутки – в разы меньше. Даже если мы возьмем не 126 человек при полном трамвае, а сотню – разница очень заметна.

Если говорить о возможности перевозки пассажиров в муниципальном транспорте, то его вместимость более чем достаточна. А если будет высокая востребованность, то количество вагонов можно же и увеличить.

— Сложности, которые раньше были при переводе на новую систему оплаты, через переднюю дверь, уже прошли?

— Да, конечно. Люди привыкли еще в течение первых четырех месяцев. Первое время было, конечно, сложно, но теперь хоть ты все три двери открой, люди стоят в очередь в первую дверь и терпеливо ждут.

Прижился бы у нас терминал? Сложно сказать. Мне кажется, что наши пассажиры отвыкли от самостоятельности, да и бабушкам сложно все нововведения запоминать.

— Но Вы своей работой, в целом, довольны? Есть ли какие-то сложности или то, что наоборот очень нравится?

— Лично мне моя работа очень нравится. Сложности… В основном, только водители машин, не соблюдающие ПДД, мешают.

А так все хорошо. И вполне достойная зарплата, кстати.

Я сама из деревни, мой папа работал трактористом, и раньше я не понимала: ну как же так? Вот поле в 20 гектаров, и вот он ездит, ездит, ездит целый день – как же ему не надоедает? А теперь считаю, что выходить каждый день на маршрут – это вполне даже интересно. Ни капельки не утомляет, и что-то новое замечаешь всегда, людей слышишь, которые в салоне что-то рассказывают. А уж особенно если любишь свою работу, то это все замечательно.

Мои друзья, кстати, не ездят на маршрутках, а пользуются только личным автомобилем или трамваями. Все-таки в Туле это один из самых популярных видов транспорта, он нужен городу.

Перед завтрашней встречей с руководством Тулы, как мы считаем, Илье Варламову и сотоварищам стоит прочесть эти слова вагоновожатой для пущей объективности в дискуссии о судьбе тульского трамвая.

Ну, а Евгений Авилов и так их прочтет.

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации