Кто повезет: в Туле решают судьбу трамвая

13.02.2017 08:00

Тульский трамвай. Один из символов нашего города. Его история насчитывает многие десятилетия, а споры о его необходимости – многие годы. И вот на прошлой неделе горожане вновь подхватили «вечную тему», причем, равнодушных к этой проблеме, кажется, не осталось.

ИА «Тульская пресса» вместе с читателями пытается понять, нужен ли нам все-таки трамвай и можно ли найти решение, которое устроит и водителей, и пешеходов.

Версия 1. Анахронизм и создатель пробок

Неделю назад споры начались с петиции одного из жителей города, размещенной на сайте Change.org. Автор петиции утверждает, что трамвай как средство передвижения в Туле себя изжил, рельсы только создают пробки, а машины, которые стоят из-за трамваем в пробках еще и воздух загрязняют выхлопами.

«Больше всего усугубляют ситуацию трамвайные пути расположенные на проезжей части главных улиц города, таких как Советская, Оборонная, Фридриха Энгельса, с прилегающими к ним трамвайными остановками. Мы считаем, что в условиях развивающегося мегаполиса этот вид транспорта уже изжил себя. Он не только не соответствует требованиям современного пассажира, но и затрудняет передвижение других транспортных средств. На обслуживание подвижного состава и трамвайных путей тратятся огромные деньги, но, как мы можем наблюдать, это не приводит к положительному результату. Эту ситуацию можно сравнить с поговоркой: «Покупаем сбрую для загнанной лошади».

Эта точка зрения вызвала неоднозначную реакцию, по большей части, неодобрительную, однако и сторонники у этой версии, разумеется, имеются. В основном, идея убрать трамваи и разгрузить таким образом улицы нашла отклик среди водителей.

Яна Ведмедь:

«На данный момент, на мой взгляд, трамваи занимают неоправданно много места, а перевозят часто совсем мало людей. Я как-то провела исследование: считала количество людей в трамваях, которые проезжают по центру города (в районе Советской), в сторону Пролетарского и около остановки 9 Мая. Считала я в разное время суток: в часы пик, в обед, вечерами. В среднем у меня получилось, что трамвай везет около 8-10 человек. Часто я видела совершенно пустые трамваи или везущие 1-2 человек. На мой взгляд, при таком количестве пассажиров данный вид транспорта занимает слишком много места, как в центре города, так и, например, на проспекте Ленина в районе рынка Салют. Если бы в последнем случае убрать там трамвайные пути, то с большой вероятностью утренняя и вечерняя пробки в этом месте значительно уменьшились или исчезли бы совсем.

Многие говорят про экологичность трамваев. На мой взгляд, не менее экологичным является тот же троллейбус, но для него не нужны отдельные (в случае нашего города отнюдь не всегда приспособленные для другого транспорта, а, следовательно, являющиеся причиной пробок) пути. Также транспортный коллапс могло бы решить увеличение количества автобусов взамен ездящим не всегда по правилам и неудобным для пассажиров «лайнам».

Некоторые предлагают модернизировать имеющийся трамвайный парк. Но по моим наблюдениям, такое может позволить себе далеко не каждый европейский город, поэтому эта идея кажется мне слишком затратной и трудноисполнимой в нынешних условиях».

Владислав Чернилевский:

«Экологично и необычно. Но медленно, и сам я никогда на трамвае ездить не буду».

Константин Хрупачев:

«Недавно поспорили с подругой о необходимости трамваев. Сходу наши мнения схлестнулись как: нам трамваи НУЖНЫ и нам они НЕ НУЖНЫ. В итоге через десять минут пришли к общему мнению, что старый трамвайный парк, передвигающийся по раздолбанным рельсам, городу не нужен, а новые современные трамваи, вероятно, были бы хорошим транспортом. Но последнее кажется нереальным и недостижимым в текущих условиях. 

Я помню, как за последние 20 лет в Туле периодически появлялись новые трамваи, но в итоге это ни к чему не привело. Парк как был старым так он им и остался».

Константин Костюков:

«Я к трамваям отношусь хорошо, но объективно на данный момент в Туле они лишние. Очень слаборазветвленная сеть, не соединяющая те места, куда и откуда большинству людей надо, узкий проспект Ленина, начиная от «Трех штыков», из-за чего постоянно пробки. А как скользко на рельсах тормозить».

Михаил Горбунов:

«Я трамваи любил, когда учился в институте: остановка была близко и ходили они долго. Но это было «оставшееся со старых времен». Что имеем сейчас: морально устаревший парк трамваев, низкую скорость движения (а с учетом остановок и обилечивания водителем всё становится еще медленнее), отвратительное содержание полотна (пару лет назад пробил колесо на скорости не более 10 км/ч, так как яма на стыке асфальта и бетонного блока полотна была очень глубокой и ее не было видно под водой лужи), слишком большой интервал — редко ходят — неадекватно современному ритму жизни. Конечно, нельзя отрицать их заслуги в неспешной перевозке пенсионеров и как средстве проехать отдельные участки быстрее, но центр они душат. 

В итоге — либо надо ввалить кучу денег в реконструкцию (тамбур для зашедших для последующей оплаты при движении как в Москве или вернуть кондукторов, докупить парк, чтобы чаще ходили, отремонтировать места пересечений путей с дорогами) или признать, что  это хозяйство слишком запущено, и не отвечает потребностям города».

Версия 2. Экологичный и современный транспорт

Только в сети появилась первая петиция, как в противовес ей вышла вторая, на этот раз посвященная защите трамвая. Автор второй петиции предлагает при разработке планов по снижению пробок в городе сделать ставку именно на развитие трамвая как самого экологичного и современного из существующих общественных видов транспорта.

«Мы предлагаем сделать ставку на трамвай как основу, и автобусы, троллейбусы как подвозящий транспорт. Предлагаю провести благоустройство и развитие трамвайной сети города и частичное обособление трамвая от общего транспортного потока, увеличить выпуск вагонов, а также вывесить поминутное расписание на остановках, поэтапную замену устаревшего подвижного состава на новые. Данные меры позволят повысить среднюю скорость движения вагонов из пункта А в пункт В, комфорт пассажиров и жителей города (на современных путях даже старые вагоны не будут создавать сильных вибраций и шума).

Также, считаю необходимым совместить трамвайные остановки с троллейбусными и автобусными на улице Советской (добавить 2 остановки), чтобы пассажиры имели возможность доехать до Красноармейского проспекта.

Точно такие же меры предлагают предпринять и для троллейбуса. Также необходим пересмотр маршрутной сети всего транспорта ,чтобы трамвай и троллейбус не дублировался автобусом. Эти меры позволят увеличить разветвленность маршрутной сети города, при этом — уменьшит загрузку основных артерий города (в нашем городе практически 70% маршрутов так или иначе идут через центральные улицы города)»

Все эти меры, по мнению автора, помогут и уровень шума снизить, и чистоту в городе навести, и сократить количество маршруток, вызывающих заторы в часы пик. Этого мнения придерживаются, как выяснилось, и многие туляки.

Юлия Ескина:

«Я хочу поддержать трамвай. Во время пробок это, порой, единственный вариант доехать до Криволучья или до Зеленстроя.

Если их не будет, то я буду ночевать в центре на лавочке, ибо нет смысла ехать вообще».

Владимир Полунин:

«Я за трамваи, если увеличат частоту маршрутов — они прям от моего дома идут до работы, очень удобно».

Алиса Ямщикова:

«Я тоже за трамваи, но их, как и всякую вещь у нас в стране, нужно довести до ума. Если сделать нормальное покрытие и пустить современную технику и сделать так, чтобы по трамвайным путям не катали бы машины, то будет ок.

Во всей Европе трамваи – это основной вид городского общественного транспорта, но у них и скорость передвижения другая, и техника качественная, комфортная».

Владимир Дорохов, политик:

«Проблема тульского трамвая, как и всего муниципального транспорта в том, что уже очень давно администрация Тулы про него забыла, отдав преимущество, на мой взгляд, самому неудобному виду транспорта – маршруткам. В часы пик люди набиваются в эти маршрутки стоя, сложившись пополам, потому что в полный рост в них не встать. Те, кто сидят — задирают ноги на запасное колесо, лежащее прямо под ногами. Зачастую всю эту «картину маслом» добавляют незамысловатые мелодии и ритмы радио «Шансон», да ещё на повышенных децибелах.

Вообще я давно заметил, что отличие европейского города от азиатского в его транспорте. В этом плане, мы типично азиатский город: тульская маршрутка стоит в том же ряду, что и таиландский тук-тук или турецкий далмуш. Ничего подобного ни в Зальцбурге, ни в Будапеште, ни в Лас-Пальмасе я не видел. Зато в каждом из этих городов хорошо развиты трамваи или троллейбусы.

Общественный транспорт — это лицо города. Он должен быть удобным, надежным и комфортным. И правильным будет не требовать ликвидации самого экологического вида транспорта, а, наоборот, требовать развивать транспортную среду в современном европейском направлении. Да, хороший общественный транспорт стоит городскому бюджету немалых денег, но только хороший городской транспорт может заменить человеку автомобиль, тем самым уменьшить количество пробок, улучшить экологическую среду и сделать город удобным и приятным для жизни».

Нельзя не упомянуть и мнение известного блогера Ильи Варламова, который еще давно, сразу же после своей поездки в Тулу, опубликовал пост, где предложил властям обратить внимание на развитие муниципального транспорта и убрать из города многочисленные маршрутки. В этот раз он также выступил в поддержку трамвая.

«Расцвет трамвая пришёлся на период между мировыми войнами. Тогда все крупные города имели хорошие трамвайные сети…

Но после войны люди решили, что трамвай не нужен. Что человек будущего будет перемещаться на личном автомобиле, что трамвай шумный и старый, что он только мешает, и его надо убрать. Тогда же начался великий трамвайный погром. С 50-х годов трамвайные системы массово исчезают с карты мира. Особенно преуспели в уничтожении трамвая Штаты, ведь Америка взяла курс на всеобщую автомобилизацию. Вы можете представить себе американца без машины? Вот и они тогда не могли. И города сносили трамвайные линии, чтобы освободить место для машин.

Но потом выяснилось, что проблему пробок ликвидация трамвая не решила. Что всё стало только хуже, и что единственный выход – это развитие общественного транспорта! И города начали строить новые трамвайные системы! США, Европа, Израиль, Северная Африка, Турция внедряют современные трамваи в своих городах. Что самое интересное, строить трамвайные системы побежали Штаты, осознав, что город для машин построить не получится. Обратите внимание: даже в Африке активно создаются трамвайные системы. Ну и, конечно, старушка Европа. Те, кто был в Европе, наверняка помнят удобные трамваи почти в каждом крупном городе».

Правда, в этой истории случился небольшой конфликт. Варламов припомнил высказывание главы администрации города Евгения Авилова о том, что с Зеленстроя трамваи, возможно, лучше вообще убрать, и застыдил его, что называется, по полной. Однако в администрации поспешили уточнить, что никаких решений без обсуждения с жителями приниматься не будет, да и вообще о ликвидации трамвая в Туле речи нет.

«В связи с рядом публикаций в средствах массовой информации о работе муниципального пассажирского транспорта, в частности, трамваев, администрация города Тулы совместно с МКП «Тулгорэлектротранс» сообщает следующее.

Трамвай является одним из символов Тулы. Администрацией города не рассматривается вопрос ликвидации трамвайной сети. Дальнейшее развитие действующей сети возможно при мониторинге дорожного движения и  с учетом общественного мнения».

—————————————————————————————————————————————————————————

Справка

С 2012 года ведется планомерная работа по обновлению подвижного состава и развитию инфраструктуры трамвайных путей. За последние пять лет было израсходовано около 450 млн руб (источники финансирования – федеральный, областной и городской бюджеты).

В 2013 году приобретено 14 единиц трамваев модели 71-407 (Уралтрансмаш). На эти цели из бюджетов города и области было выделено порядка 201, 5 млн руб.

В  декабре 2016 года получено 30 единиц трамваев 71-619КТ в дар Тульской области от Правительства Москвы. С 1 декабря 2016 года  трамваи вышли на маршруты города.

30 единиц трамвайных вагонов от Правительства Москвы позволили вывести из эксплуатации 19 единиц трамваев модели Т3 ( находятся в эксплуатации более 32 лет) и 11 единиц трамваев   Т3М ( находятся в эксплуатации более 25 лет).

В  2017 году согласно достигнутых договоренностей с Правительством Москвы, планируется получение еще 18 единиц трамвайных вагонов 71-619КТ, что позволит вывести из эксплуатации 18 единиц трамваев Т3М ( находятся в эксплуатации более 25 лет) и обеспечить  выполнение задачи по полной модернизации трамвайного транспорта. Таким образом, планируется, что в эксплуатации будут находиться 63 единицы трамваев, не использовавших срок полной амортизации  (для трамвая он составляет 16 лет).

Кроме того, в период с 2018 по 2020 годы планируется приобрести еще 5 новых вагонов. Размер затрат составит более 125 млн руб.

Также с 2012 года производится ремонт трамвайных путей в Туле.

—————————————————————————————————————————————————————————

Версия 3. В поисках компромисса

Так что же мы имеем в итоге? На сегодняшний день ясно, что убирать трамваи с городских улиц не собираются. Эту мысль четко обозначил и глава региона Алексей Дюмин.

«Трамвай — один из символов города Тулы и вопрос его ликвидации не рассматривается. Напомню, мы заключили соглашение с правительством Москвы о передаче нам 35 современных трамвайных вагонов. Всё это направлено на развитие и обновление трамвайного парка».

Кроме того, по просьбам трудящихся, «Тулгорэлектротранс» с 13 февраля скорректирует график движения транспортных средств в вечернее время по трамвайному маршруту №7  «Щегловская засека – ст. Металлург» и автобусному маршруту №21 «М. Гончары — Щегловская засека». Планируется увеличить выпуска трамвайных вагонов маршрута №7 на две единицы в вечернее время, что должно сократить интервал движения на маршруте после 20 часов до 16 минут.

Также в этом году запланирован ремонт трамвайных путей на улицах Марата и Епифанской, а на пути, расположенные в Щегловской засеке, на проспекте Ленина и на улице Станиславского, озеленят по примеру европейских городов.

Однако о том, чтобы отвести трамваям выделенную полосу, никто пока не говорит, а это важное условие для сокращения пробок. Также автомобилисты жалуются на пути, расположенные в районе Восточного обвода, говорят, утром и вечером там не разъехаться. Так что удовлетворить запросы всех, конечно, тяжело. Но если разобраться, то категоричных противников или сторонников у трамвая нет: так или иначе все понимают, что современный, хорошо развитый, доступный и быстрый общественный транспорт Туле нужен, что платные парковки – это не есть плохо, и что достойная альтернатива собственному автомобилю должна существовать. А трамвай все-таки, действительно, переживает второе рождение во многих крупных городах, поэтому лучше, чем уничтожать старое, может, стоит сделать из него хорошее новое?

«Тульская пресса», кстати, провела опрос и среди своих читателей. Большинство ответивших сочли трамвай в Туле однозначно необходимым. Почти одинаковое количество людей проголосовали и за его отмену и за его модернизацию.

Петиция за отмену трамвая на момент публикации набрала 344 голоса. Петиция за сохранение и развитие трамвая  — 743 голоса.

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации