Открытость и общественный контроль важны для выполнения задач по охране окружающей среды. Это позволяет «сверить часы» и выяснить, в правильном ли направлении и с каким успехов идет работа.
В декабре министерством природных ресурсов и экологии Тульской области в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности» проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности ведомства.
ИА «Тульская пресса» продолжает цикл материалов природоохранной тематике. Мы при содействии министерства природных ресурсов и экологии Тульской области анализируем, какая экологическая работа велась в регионе в течение 2017 года. Года по инициативе Президента объявленного Годом Экологии.
В публичной плоскости были обобщены типичные нарушения обязательных требований природоохранного законодательства и меры, применяемые министерством, вопросы организации и осуществления регионального государственного экологического надзора и регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.
«ДОРОЖНАЯ КАРТА»
Сначала — о «теории». В декабре 2016 года на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», рассчитанной до 2025 года. Основные задачи реформы госконтроля — сокращение административного давления на бизнес и повышение безопасности государства и общества за счёт повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 02.03.2017 № 245 расширен перечень видов государственного контроля и надзора, которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, в том числе в перечень включен региональный государственный экологический надзор.
В целях реализации Реформы контрольной и надзорной деятельности правительством Тульской области 22.02.2017 утверждена Дорожная карта целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в Тульской области» с целевыми значениями показателей ее реализации.
В итоге тульским минприроды было обеспечено строгое исполнение мероприятий Дорожной карты, в частности, определен перечень видов регионального государственного экологического надзора; актуализированы положения ого видах, административные регламенты, размещены на официальном сайте министерства перечни нормативных актов с обязательными требованиями, утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере окружающей среды на 2017 год.
А теперь — конкретика.
В ходе проведения региональным минприроды мероприятий в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности министерством для сокращения административного давления на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в текущем году внедрено одно из важных направлений контрольно-надзорной деятельности — вынесение хозяйствующим субъектам предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды.
ИА «Тульская пресса» в областном минприроды сообщили, что по состоянию на 20 декабря 2017 года вынесено 229 таких предостережений.
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Кроме того, министерством природных ресурсов и экологии Тульской области осуществляется внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля или надзора, при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю, определяется отнесением предприятия или лица к определенной категории риска либо определенному классу опасности.
Тем более, что региональный государственный экологический надзор в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17августа 2016г. № 806 осуществляется как раз с применением риск-ориентированного подхода.
Так, для производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и используемых организациями и предпринимателями, установлено пять категорий риска – высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.
Категория риска присваивается в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными соответствующим правительственным постановлением.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ
ИА «Тульская пресса» выяснило, что с 1 декабря 2016 года введена в эксплуатацию государственная информационная система государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. И с октября 2017 года региональный минприроды начало осуществлять прием заявок о постановке объектов на учет в ГИС. Цель данного мероприятия дифференциация возможных рисков от объектов учета на компоненты окружающей среды.
В результате проведенной работы в тульском регионе проведено категорирование объектов НВОС на 4 категории.
На сегодня министерством на учет поставлен 1151 объект, это — 496 хозяйствующих субъектов.
Из них II категории 90 объектов, III категории – 924 объектов, IV категории –137 объектов.
ИА «Тульская пресса» писало, что в регионе в 2017 году сводный План Года экологии включал 95 пунктов по таким направлениям деятельности как «Отходы», «Нормирование и переход на наилучшие доступные технологии», «Вода», «Лес», «Особо охраняемые природные территории», «Экологическое просвещение».
Подробно о главных вехах Года Экологии в тульском регионе мы рассказывали ранее.
Губернатор Тульской области Алексей Дюмин заявил: «Независимо от того, что год, объявленный Годом экологии, завершается, необходимо и в дальнейшем предусмотреть экологические мероприятия в не меньшем объеме. И проводить их на системной основе».