О чем говорил Михаил Абызов в Туле

21.02.2018 15:33

Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая на совещании по вопросам защиты прав инвесторов в Туле, назвал регион примером в плане сокращения количества проверок бизнеса.

Пресс-служба Открытого правительства предоставила ИА «Тульская пресса» полный текст выступления Михаила Абызова:

«Уже более года правительство РФ совместно с регионами и органами прокуратуры реализует проект по реформированию контрольно-надзорной деятельности. Основные цели этой реформы были определены президентом. Предполагается повысить безопасность наших граждан, снизив смертность, травматизм и иной ущерб по рискам, которые контролирует государство, в 2 раза к 2024 году относительно уровня 2016 года. Второе — в 2 раза снизить уровень административной нагрузки на бизнес и обеспечить режим благоприятного делового климата и взаимодействия бизнеса с органами госконтроля. Даже за небольшой промежуток времени с момента запуска реформы уже удалось по многим направлениям развернуть крайне неэффективную, устаревшую и инертную систему госконтроля и заложить основы умного и прозрачного надзора.

Буквально в эти минуты на заседании Государственной думы проводит первое чтение фундаментального законопроекта о государственном и муниципальном контроле. Работа над этим законопроектом велась в течение последних двух лет. Он призван установить единые правила осуществления госконтроля с использованием новых методов и технологий. Законопроект был разработан правительством совместно с руководителями регионов, Генеральной прокуратурой и с масштабным вовлечением бизнеса.

Хотел бы поблагодарить руководство Генеральной прокуратуры и руководителей органов прокуратуры на местах за активное участие в реализации реформы контрольно-надзорной деятельности. С моей точки зрения, она была бы в принципе не возможна без участия прокуратуры, которая играет ключевую роль в защите прав и отстаивании интересов предпринимателей. Именно благодаря совместной работе с прокуратурой нам удалось в среднем на треть сократить количество плановых надзорных мероприятий за последние 2 года. Ещё в прошлом году при утверждении плана проверок на 2017 год было более 115 тыс. отклонённых необоснованных заявок. Это свидетельствует о том, что благодаря совместной работе качество планирования федеральными надзорными ведомствами надзорных мероприятий существенно повышается.

Органы прокуратуры ежегодно отклоняют порядка трети заявок на проведение внеплановых проверок в виду их несоответствия требованиям законодательства. В этом существенный вклад органов прокуратуры в снижении необоснованной, иногда надуманной административной нагрузки на бизнес.

Запуск единого реестра проверок, который ведёт Генпрокуратура — этот портал не просто был запущен за короткий срок и стал своеобразной витриной прозрачной деятельности контрольно-надзорных органов. Он постоянно развивается и ежегодно дополняется новой информацией. Сам бизнес отмечает роль реестра в обеспечении беспрецедентного уровня прозрачности проверочных мероприятий. Прокуратура постоянно работает над повышением качества и скорости реакции на сообщения о нарушениях прав предпринимателей со стороны контрольно-надзорных органов, каждый год выявляя около 200 тыс. таких нарушений.

Успех реформы госконтроля во многом определяет работа на местах, вовлечённость и постоянное личное участие руководителей регионов. Именно там предприниматели в первую очередь сталкиваются с надзорами. От качества этого взаимодействия зависит состояние инвестиционного климата, уровень деловой активности и степень доверия бизнеса к власти. Тульский регион можно смело ставить в пример другим. Цифры говорят сами за себя. Число плановых проверок в Тульской области за последние пару лет сократилось на 20%, а количество внеплановых проверок только за первое полугодие 2017 года снизилось более чем на 10%. Более 70% выявленных нарушений были добровольно устранены предпринимателями. Председатель правительства Дмитрий Медведев на пленарной сессии Российского инвестиционного форума в Сочи определил задачу по совместной работе с регионами — одним из приоритетов является выстраивание платформы, точки сборки на уровне руководителей регионов вопросов, связанных с реформой контрольно-надзорной деятельности.

Мы лишь в начале пути. Цели и задачи реформы сформулированы не на один год, а на период до 2025 года. У нас сформировали план задач на 2018 год. Мы руководствуемся тем, каким мы видим образ государственного контроля будущего. Выездные проверки через 10-15 лет, очевидно, будут практически полностью заменены объективным дистанционным контролем, который осуществляется на основании индикаторов и профилей риска, использованием датчиков, телеметрии, технологий искусственного интеллекта, автоматики, больших данных, технологий сквозной прослеживаемости качества товаров и масштабного вовлечения граждан в выявление нарушений через специальные приложения. Безусловным приоритетом должна стать цифровизация государственного контроля, создание единого электронного информационного окна взаимодействия проверяющих и проверяемых вне зависимости от того, о каком уровне контроля идёт речь — федеральном, региональном или муниципальном. Это ещё более актуально в свете задач по построению цифровой экономики в РФ. Считаю, что Генеральная прокуратура может и должна стать одним из лидеров по этому направлению, продолжая совершенствовать единый реестр проверок, в том числе внося в него информацию об административных расследованиях, рейдовых осмотрах, контрольных закупках и иных видах контроля, а не только о проверках.

Серьёзной нагрузкой для бизнеса являются внеплановые проверки. Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес. В этой связи я считаю, что необходимо принять закон (соответствующее поручение президента РФ сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющий соотношение внеплановых проверок в объёме не более 30% от плановых, а также существенно расширяющий полномочия прокуратуры по согласованию внеплановых проверок. Сегодня органы прокуратуры имеют полномочия по согласованию всего лишь 20% внеплановых проверок. Наша позиция — надо максимально расширить процедуру согласования и уведомления прокуратуры обо всех внеплановых поверках, за исключением видов контроля, связанных с государственной безопасностью и борьбой с терроризмом.

Практика показывает, что существенный объём внеплановых проверок проводится по устранению нарушений, ранее выявленных в ходе плановых проверок (42% на федеральном уровне). Это дополнительное давление на бизнес. В этой связи необходимо ввести мораторий на проведение внеплановых проверок устранения нарушений, выявленных в рамках плановых проверок, в случае отсутствия обоснования о возможности нанесения серьёзного ущерба и вреда. Информация об устранении нарушений должна предоставляться предпринимателем в виде уведомления и проверяться в ходе плановых проверок.

До сих пор присутствует практика, когда штрафы за выявленные нарушения служат источником пополнения бюджетов различных уровней. Это приводит к тому, что размер штрафов несоразмерен масштабам бизнеса и фактически приводит к его банкротству.

Необходимо начать работу по ревизии кодекса об административных правонарушениях в части обеспечения соразмерности наказания, потенциальных угроз и реальных финансовых возможностей проверяемого. Многие статьи КоАП сформулированы очень расплывчато, что не позволяет точно и объективно поставить каждому нарушителю конкретную меру ответственности. Уже сейчас целесообразно со стороны Генеральной прокуратуры и правительства РФ инициировать подробное ранжирование надзорными органами составов нарушений от наименее к наиболее значимым. Такая градация позволит избежать необъективных оценок суммы взыскания, а степень усмотрения со стороны проверяющего существенно снизится.

Требует решения проблема административных расследований, которыми зачастую подменяются проверки и которые сейчас находятся вне сферы реформы. Они должны быть регламентированы по аналогии с другими видами надзорных мероприятий. Предполагаетсясогласование и информирование органов прокуратуры о проведении административных расследований. По нашей инициативе мы с Генеральной прокуратурой сейчас разрабатываем соответствующий закон. Ни одно контрольно-надзорное ведомство не готово согласовывать с прокуратурой проводимые административные расследования. Там считают, что в связи с этим они существенно потеряют оперативность и гибкость своих полномочий. Такой подход считаю надуманным.
Крайне важно избежать дублирования предмета проверок между разными органами власти.

Предстоит большая работа по пересмотру и актуализации дублирующих и избыточных обязательных требований. Более 2 млн требований установлены различными документами. Их ревизия займёт достаточно большое время».

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации