Бабушка на сундуке, лошади и девелоперы: 7 сомнительных фактов из интервью Натальи Поленовой

17.09.2018 07:32

Жители МО Страховское, прочитав интервью нынешнего директора музея-заповедника «Поленово» в «Российской газете», поставили под сомнение её компетентность в знании истории собственной семьи. И вот почему.

1.     Простая и трудная деревенская жизнь

В редакцию «Тульской прессы» приехала инициативная группа жителей МО Страховское Заокского района – так они сами попросили себя представить. Приехали не просто так, а с документами, книгами, фотографиями и журналами. Зачем? Чтобы расставить точки над i после интервью Натальи Поленовой – правнучки знаменитого российского художника, директора крупного федерального музея в Тульской области.

По словам жителей, Наталья Федоровна, давая интервью, допустила ряд грубых неточностей и фактических ошибок, рассказывая об истории своей семьи и становлении музея. С текстом статьи, кстати, можно ознакомиться здесь: «Дворик Поленова. Почему маленький музей опасно «раскручивать»?»

«Когда ты читаешь интервью таких серьезных по должности людей как научный сотрудник, академик, директор музея, ты ждешь от них обоснованных знаний, подкрепленных документами, новыми открытиями, а не безответственными разглагольствованиями», — сообщил нам один из представителей инициативной группы.

Что ж не понравилось жителям Страховского в интервью Натальи Поленовой? Во-первых, жители искренне удивились описанию отрочества Наталья в статье.

Я прекрасно помню свое отрочество: как мы с отцом целыми днями кололи дрова, чтобы протопить дома в зимние холода, ранние утренние побудки, чтобы скосить траву до первой росы и заготовить сено для лошадей, которые до конца ХХ века служили нам единственным транспортом и подспорьем в строительстве и реставрации. Мы жили простой и трудной деревенской жизнью, в постоянных заботах и волнениях о судьбе нашего маленького культурного мира.

«Наталья Федоровна Поленова родилась в 1975-м году в Москве (Здесь и далее в кавычках текст, предоставленный в нашу редакцию жителями МО Страховское – Прим. авт.). В 7-8 лет уже училась в московской французской спецшколе «12 им. В.Д.Поленова. Далее в МГУ и так далее: в России и во Франции. Все эти данные есть в открытом доступе, в том числе в Википедии. Вызывает большой вопрос: когда она успела колоть дрова и косить траву? Особенно сомнительна фраза «косить до первой росы», хотя в России всем известна пословица «Коси коса, пока роса. Роса долой, и мы домой».

Далее, про то, что «лошади – это единственный транспорт в музее до конца XX века». Как же надо унижать Россию, чтобы говорить, что она была такой отсталой до конца 20-го века?!

А между тем, в журнале «Поленница» №3, который вышел к 125-летию Поленовского музея, есть фотография сенокоса в Поленово, где рядом конными граблями стоит и машина. Выпуск времен СССР. Кстати, конные ворошилки применялись к тому времени уже давно, так что женский труд с граблями не использовался, а уж женщины-косцы и до 1975 года были редчайшим случаем».

2.    Поленово с высоты птичьего полета

Рассуждая о странном заявлении Натальи Федоровны об отсутствии какой-либо нормальной техники и транспорта до конца 20-го века, жители рассказали нам и ещё про одно важное событие в жизни музея.

«14 октября 1986 года, когда Наталье Поленовой было 11 лет, в распоряжении музея был выделен вертолет для фотосъемки с воздуха на неограниченное время.

Итогом этой съемки стал фотоальбом «Поленово», составленный Андреем Сперанским и Федором Поленовым – тогдашним директором музея. Его издали в 1989 году».

3.     Реставрация музея

«Поленово» — уникальный музей, имение художника, которое он создал по собственным эскизам. Сохранять это культурное наследие – дело, конечно, нелегкое, и оно легло сначала на плечи семьи художника, а затем и на государство.

Сами музейные объекты и парк были в превосходном состоянии благодаря самоотверженной работе предыдущего директора Натальи Грамолиной — моей мамы. Ну и, конечно, спаянного коллектива — 90 человек.

«Реставрационные работы в музее «Поленово» велись в пятилетие с 1980 по 1985 годы. Об этом можно почитать также в журнале «Поленница» №3. Аббатство было отреставрировано в 1981 году, Адмиралтейство – в 1985 году, Церковь Святой Троицы в Бёхово – в 1985 году.

Этот огромный объем работ, естественно, выполнялся на средства государства, и подвоз материалов просто не мог выполняться лошадьми, как мы уже обсуждали выше.

Директором музея в это время был внук Поленова – Фёдор Дмитриевич Поленов. Очередной директор музея, супруга Федора Дмитриевича, Наталья Грамолина в 1990-м году как раз получила от него всё в «превосходном состоянии». А потом уже всё это перешло к их дочери Наталье Поленовой.

4.     Бабушка Анна Павловна и походный сундук

В интервью «Российской газете» Наталья Федоровна упоминает, что её идеалом всегда была бабушка по отцу — Анна Павловна Султанова-Поленова.

Бабушка вышла замуж за моего деда, Дмитрия Поленова, у них родился сын Федор, мой отец. В 1937 году обоих репрессировали, они прошли через лагеря, однако чудом выжили и вернулись домой в конце войны: обессиленные, но не сломленные. До конца дней Анна Павловна уж больше не ложилась спать на кровать, но — с чемоданчиком и в тулупе — на сундук у входа, теперь она еженощно ждала нового ареста.

«Мы, жители, все знаем, что семью Поленовых коснулись репрессии: и Дмитрия Васильевича, его сына, и супруги сына – Анны Павловны. Они сами об этом не очень вспоминали, а государство вернуло их в родной дом и поручило Дмитрию Васильевичу до конца дней быть директором музея его отца. Анна Павловна активно помогала мужу в музейном и просветительском деле. Это видно из фотографий той же «Поленницы» №3.

Анна Павловна была очень милой, симпатичной женщиной с грустинкой в глазах. Грустинка понятна: в 1942-м году под Смоленском погиб её сын от первого брака Юрий Султанов. Совершенно невозможно представить эту несломленную женщину еженощно, круглый год ложащейся в тулупе с чемоданчиком на сундук у входа! Хотелось бы знать, из каких источников Наталья Федоровна подчерпнула эти сведения?

Анна Павловна скончалась в 1957-м году. Её могила находится на сельском кладбище в Бёхово. А Наталья Фёдоровна, как мы помним, родилась в 1975-м году – то есть через 18 лет. И ещё лет 13-14 прошло, пока она начала осмысливать историю своей семьи. Совершенно непонятно, почему близкого, несломленного человека Наталья Федоровна представляет в своем интервью какой-то полусумасшедшей. Или чем ужаснее ложь, тем легче в неё поверить?»

5.     Дом отдыха профсоюзов и ко

О том, что сейчас происходит на территории природоохранной зоны вокруг музея, «Тульская пресса» писала уже не раз, и что-то нам подсказывает, что ещё столько же напишет. Уж больно много здесь переплетено, слишком большая каша заварилась.  Если вы вдруг не в курсе – почитайте по тэгу.

Так что не удивительно, что Наталья Федоровна в своем интервью вспоминает некие «сторонние» организации, которых пришлось выселять с территории музея, а также «девелоперов и их клиентов».

Начинать следовало с выселения с его территорий сторонних организаций: их было пять, включая Дом отдыха тульских профсоюзов, который буквально чуть ли не поглотил наш музей. Танцплощадка, пивной бар «Голубой Дунай», прачечные и столовая — все это находилось по соседству с мемориальным домом, который, в свою очередь, официально назывался «корпусом №1». Но нам повезло: мой отец был избран в Верховный Совет и возглавил там комитет по культуре. Конечно, это дало Поленову новые возможности для получения дополнительных охранных статусов и обустройства заповедника на новых музейных началах. Разумеется, мы всегда воспринимали это не как частнособственническую борьбу за свое хозяйство, но как служение отечественной культуре.

«Екатерина Васильевна Сахарова-Поленова, дочь художника, оставила описание музея в своих дневниках, письмах и воспоминаниях. Так, в сборнике от 1948-го года можно прочитать, что в 1919-м году музей и галерея Поленова были взяты под охрану Алексинского исполкома. В 1924-м году, по Постановлению совнаркома, они предоставлены в пожизненное пользование Поленову и его семье. В 1931-м году в целях ремонта территория музея была частично передана  в пользование Дома отдыха Большого театра. Инициативу в этом принадлежала самим Поленовым.  В 1939-м году музей со всеми ценностями был принесён в дар семьёй Поленовых Советскому государству. Усадьба «Борок» переименована в «Поленово». Но не древнейшее село Бёхово в посёлок Поленово, как это было сделано сейчас в нарушении исторической мемориальности. (Бёхово Поленовым никогда не принадлежало).

В 1931-м году Советская Россия отнюдь не была богатым государством, а Василия Дмитриевича, который своим трудом зарабатывал средства на содержание усадьбы, уже не было в живых. Тогда-то и было принято правильное на тот момент решение – разместить на части территории усадьбы вышеуказанный дом отдыха. О Дому отдыха тульских профсоюзов никто не слышал.

Ещё на территории усадьбы был небольшой почтовый павильон, а на месте современной гостиницы с кафе – продуктовый магазин для снабжения работников музея и жителей села Бехово. А в 1939-м году семья художника передала в дар СССР всю усадьбу, прекрасно понимая, что самим им не обеспечить всё содержание и сохранение музея. И государство его сохранило, а в дальнейшем и отреставрировало.

Наталье Фёдоровне же в своём интервью не мешало перечислить, какие ещё четыре организации находились на территории музея-усадьбы, кроме дома отдыха Большого театра, и подтвердить это документами.

Советское и Российское государство, а это значит и народ, который платит налоги, всегда выполняло принятую на себя обязанность по содержанию музея в том размере, в котором позволяли его материальные возможности на данное время. Кроме того, соблюдалось постановление и 1924 года – все Поленовы, пожалевшие остаться в России и делить с ней её историю и тяготы, проживали при доме-музее».

6.     Сгоревшее Аббатство и спонсоры

Продолжаем разговор о восстановлении музея. Отрывок из интервью Поленовой, где она говорит о сгоревшем Аббатстве.

В 1990 году у нас в усадьбе произошла трагедия — сгорела дотла мастерская Василия Дмитриевича, легендарное «Аббатство». Причину возгорания так и не установили. Мемориальное здание было восстановлено быстро — силами новых меценатов и благотворителей, первых тульских бизнесменов, неравнодушных к судьбе музея. 

«Наталья Федоровна много говорит о спонсорах, которые ей помогли восстановить «дотла сгоревшее Аббатство». Вот странно, как это большой штат музея, более 90 человек, охрана, сами директора, проживающие на территории, не смогли уберечь полностью восстановленную в 1981-м году постройку? И хотелось бы услышать фамилию и должность спонсоров, которые осуществляют ежемесячное содержание музея».

7.     Девелоперы и их клиенты

Далее возвращаемся к разговору о земельных трудностях, которые легли на музей и на владеющих поблизости землей людей.

Однако наследие 90-х еще не изжито ни в стране, ни у нас в музее. Борьба за существование заповедника продолжается: нам постоянно нужно доказывать свою правоту в вопросе сохранения исторического ландшафта Окской поймы. Но наша позиция зачастую порождает лишь агрессию со стороны соседей — девелоперов и их клиентов. А ведь речь идет о сохранении именно государственной земли, национального достояния России! Увы, конфликт продолжает назревать. И музей оказывается в этой ситуации крайним: идет массированное разжигание неприятия музея и его деятельности среди новых обитателей здешних мест. 90-е и последовавшие за ними годы позволили провести массу незаконных сделок с землей. И теперь нам приходится разрешать эту тупиковую ситуацию. Мы пытаемся доходчиво донести позицию музея до недовольных, дабы наконец поставить точку в этой не совсем прозрачной, а вернее, и вовсе непрозрачной истории.

«Девелоперы и их клиенты – кто это такие? Потомки местных жителей села Бёхово, которые уступили Поленову «Борок» и который им был за это благодарен? Или дачники? Странно слышать такой пренебрежительный тон, то и дело проскальзывающий в интервью той же Натальи Грамолиной, учитывая, что и сам Василий Дмитриевич, уроженец Петербурга, в общем-то тоже изначально был «дачником» в здешних местах.

И теперь жители не могут оформить свои крошечные сотки и обновить старые дома, продать их или передать следующим поколениям, так как оказались в охранной зоне музея-заповедника, а она занимает 8000 гектаров. Они не могут провести себе газ, так как это «нарушение мемориальности», но в музей газ проведен, заметим.

А может, речь идет о чудом сохранившимся здесь детском лагере, который называется теперь «Детская республика «Поленово»? С которым Грамолина вела, а может, и до сих пор ведет судебную тяжбу, чтобы убрать его с территории , никогда исторически Поленовым не принадлежавшей. Разумеется, никто не может себе представить, чтобы Васлий Дмитриевич Поленов так смог бы себя вести по отношению к детям. А жителям Бёхово, которая современная директор пытается стереть с карты, он всячески помог бы во всём сам да и с проведением газом тоже. Василий Дмитриевич всегда смотрел в будущее, любил людей и своё Отечество.

Вот и получается, что у современного директора осталась только фамилия, а отнюдь не содержание Поленовых. Она даже истории своей семьи не знает, говоря о ней где-то с пренебрежением, где-то ложью, а уж где там знать историю своего Отечества, если косить «до росы»? Это интервью заставляет задуматься о том, кто же возглавляет музей знаменитого на весь мир и очень уважаемого в России человека и художника Василия Дмитриевича Поленова.

А люди, проживающие рядом, попали теперь в какую-то крепостную зависимость от современных руководителей музея. Поленов крепостником никогда не был! То есть получается так: ты живи в своем доме, пока живется, а всё, что сделал на своей земле, твоим потомкам не достанется – музею отойдёт?»

Мнение представителей инициативной группы может не совпадать с позицией редакции.

****************************************************************************************************************************************

Мы не беремся утверждать, кто прав, а кто виноват, но от себя добавим, что, учитывая важность земельного и культурного вопроса, который «Тульская пресса» вот уже год регулярно освещает в своих публикациях, странно, что музей выходил с нами на связь только один раз – прошлой осенью. Общались мы хоть и с крупным специалистом музея — заведующим мемориальным отделом Олегом Мухортовым, однако не с директором и не с заместителем. Запросы, которые мы высылали около года назад, остались без внимания, никто с нами из Поленово больше не связывался и не изъявлял желания освещать эту историю – в отличие от жителей, дачников и районной администрации. Может, настало время? Если есть, что сказать, конечно.

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации