«Беда с ними полная!». Незваные соседи диктуют сельчанам иностранные обычаи

14.09.2018 12:32
Жители деревни Клищино в Заокском районе Тульской области жалуются на незваных соседей из моноэтнического поселения

В 60 километрах от Тулы мигранты из Кыргызстана и их соотечественники с российскими паспортами продолжают строить фактически этнопоселение с традиционным бытом народа из государства между Россией и Монголией. Жители деревни Клищино жалуются на возникающие конфликты: новые соседи неуважительно ведут себя по отношению к коренным сельчанам, навязывают свои порядки, шумят и воруют картошку.

В конце июня 2018 года местные депутаты отменили решение о генплане на 2016 год, согласно которому земельные участки ранее предоставляли под строительство индивидуального жилья, но это не повлияло на развитие ситуации. Часть Клищино, объявленную «Ала Тоо» (с киргизского «пестрые горы»), продолжают застраивать. Более того, «внимательно отслеживает ситуацию и держит вопрос на контроле киргизское посольство в Москве.

Пресс-релиз Посольства от 09.07.2018 г.

На сайте «Ала Тоо» предлагают приобрести земельный участок в рассрочку. В Клищино, как убеждается, «будет создано» товарищество собственников недвижимости, и уже «наши подрядчики» помогут построить дом. Стоимость, например, 15 соток в рассрочку на год, согласно калькулятору на сайте, составит 375 тысяч рублей. Также предлагают приобрести уже готовый дом.

«Участки в нашем поселке относятся к землям для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Поэтому здесь вы можете построить дом для постоянного проживания, прописаться, зарегистрироваться. Мы предлагаем вам на выбор два способа построить дом в поселке», — говорится в разделе «Про поселок».

В подтверждение приводится ссылка на публичную кадастровую карту. Согласно данным Росреестра, участки «Ала Тоо» находятся на землях сельхозназначения, но оформлены «для индивидуального жилищного строительства».

По информации источника РИА «SM—News» в правоохранительных органах, 14 владельцам участков ранее запрещали въезд на территорию РФ, еще четырех человек выдворяли за пределы страны из-за нарушений правил въезда/выезда или режима пребывания. Женщина, гражданка России киргизского происхождения, была условно осуждена за организацию незаконной миграции.

Одно из главных опасений правоохранителей – мигранты из Киргизии будут массово скупать земельные участки в целях легализации в России родственников. Тем более, что российское миграционное законодательство по отношению к ним настолько дружелюбное, как и к гражданам Беларуси.

В ноябре прошлого года владельцы земли в «Ала Тоо» подчеркивали в отзывах: поселок – моноэтнический.

— Почему вам здесь понравилось?

— Ну, здесь одни киргизы, менталитет и все наши традиции. Именно такой факт, что здесь все мои земляки, много общего, совместные традиции, — ответила девушка азиатской внешности. По ее словам, изначально она думала приобрести один участок, а в итоге получилось «намного больше».

Масштабы застройки пока что более заметны на карте, хотя присутствие мигрантов уже ощущается в соседнем Пахомово. Поселок как бы построен вокруг железнодорожной станции, здесь есть магазины, школа и сельский клуб. Переезжаем пути. В окно видим женщину-азиатку с мальчиком в костюме. Переводит за руку, несет его рюкзак. Направляется пара в сторону Клищино.

Через пару километров – съезд с асфальтированной дороги на грунтовую. На указателе надпись: деревня Клищино, улица Енисейская, участки ИЖС. Где сама деревня – пока непонятно: поле, утыканное опорами ЛЭП, металлический шлагбаум, каркасы домов и щит-объявление.

Предлагают спутниковое телевидение, интернет. Также сотрудники заокского Горгаза уведомляют о временном прекращении подачи газа – ремонтные работы проводили в конце мая – начале июня.

«Просьба всех жителей перекрыть газовые краны, не пользоваться газовыми приборами и обеспечить доступ работников Горгаза в дома», — говорится на листке формата А4.

Дальше сворачиваем, наверное, на «Тянь-Шанскую улицу», и натыкаемся на юрту, обтянутую кожей. Дорога к жилью времен кочевников из темного средневековья засыпана крупным щебнем.

Снова опоры ЛЭП, провода, заросшее поле и первые постройки. Где-то работают рабочие: один азиат возле щитового дома на бетонных сваях шлифует болгаркой 50-мм сосновые доски из небрежно набросанной кучи, его соседи варят каркас для будущего забора, у третьих жилища побогаче – из пеноблоков даже что-то, похожее на гараж.

В траве колышутся красно-белые ленты, повязанные на арматуру – это границы купленных участков, таких здесь в общей сложности будет около полутысячи. На веревках у домов висит постиранное белье, женщина покосилась на проезжающую мимо машину из окна второго этажа.

«Оденься, не позорь мужской род»

С жалобами в районную администрацию обращаются местные коренные жители, которые в одночасье стали национальным меньшинством. Жительница в обращении на имя главы администрации Заокского района указывает: «постоянно находимся под моральным и физическим прессингом» и просит защитить от распространения киргизского национализма. Последней каплей стала ситуация, возникшая в начале августа. Неизвестный киргиз угрожал расправой, нецензурно выражался в адрес всей семьи, в которой есть малолетний ребенок.

В конце «Енисейской улицы», которую активно обустраивают поселенцы (вдоль дороги выкопали даже ров под сточную канаву), отделяет поле «пестрогорцев» от деревни с почти трехсотлетней историей столбовая трансформаторная подстанция.

Здесь мы встретились со старостой исторической части деревни Сергеем Усачевым.

Он рассказал, что с появлением новых соседей жители забыли о том, что такое покой. Все лето здесь проходили массовые гуляния, на какой-то религиозный праздник привезли четыре автобуса гостей – резали баранов, всю ночь пели киргизские песни в караоке, громко включали музыку. Поставили три или четыре котла, плов лопатами перемешивали. Неприятно было жителям Клищино наблюдать, как новые соседи расхаживались с важным видом «хозяев».

— Беда с ними полная! Каждые пятницу, субботу и воскресение человек по сорок приезжают. Такси московские – видно, работают на такси. Баранов режут, юрту поставили – человек, наверное, двести их было… Месяц, может, полтора назад. Пьянки-гулянки.

— Они пьют?

— Бухают, конечно – ну, если орут? Месяц назад молодежь… А музыка у них — «дыр-дыр-дыр»… Пожилые прислушались, убавили. А дети? Калитка открыта была, услышал шум (собака уснула), выхожу – а у меня человек двенадцать: кто на тракторе сидит, кто по яблоки полез… Ходят, как хозяева, помидоры едят. Выпроводил.

— А молодежь?

— Часов 10 вечера было, смотрю в бинокль – их человек пятьдесят. Дети кричат, они шумят. Подходить? Думаю, пьяные, ничего с ними не сделаю: вдруг дадут по башке, бросят в такси и увезут еще куда. Начало темнеть. Взял прибор ночного видения – думаю, может в кустах там кто с кем, чтобы не нарваться – подошел, выключил щиток. Около полуночи, приблизительно. Через час утихли. Им плевать на всех. Ходят по деревне, заходят на участки, кусты смородины обирают.

Еще один яркий случай – поселенцам не понравилось, что житель деревни косил траву на своем участке в одних шортах. Дескать, по киргизским обычаям, не положено так мужчине ходить.

— Подходят, говорят: Мужик, оденься! Так ходить нельзя! Ты позоришь мужской род! Он говорит: Я у себя на участке, ребят, вы чего? А они: Оденься, мы тебе сказали. Ну, он не стал с ними спорить, — рассказывает староста. – А здесь у меня огород, картошка… Лично видел, как копали, спугнул! В соседнюю деревню по картошку тоже они наведывались.

— Полицию вызывать бессмысленно сюда?

— Приезжал начальник полиции, дал визитку… Вы, мол, если что, на камеру зафиксируйте. Но я же не корреспондент!

— А с кем-то из старших поселенцев вы пробовали разговаривать?

— А с кем? Смотрите, строятся… мусор весь летит сюда. А дорога? Они нам запрещают по ней ездить.

— Почему?

— Говорят, потому что они ее построили. Раз поехали – они шлагбаум поставили. А кто там старший? Вот, пошел искать, а там рабочие – так они по-русски не разговаривают даже. В общем, караул!

«Больше всего жаль, что мы лишились пастбища»

Соседка Сергея Алла сказала, что с сотрудниками посольства Киргизии здесь не общалась, но был случай – приезжали корреспонденты из Бишкека. По крайней мере, они представились сотрудниками филиала телеканала «МИР» в Киргизии. Больше всего интересовало журналистов то, как новые поселенцы «помогают местным» и где работают. Чаяния в кадр на попали.

Потом, рассказывает женщина, нашли сюжет. «Там изо всего, что я сказала, было только следующее: «Алла Анатольевна видела их в местном магазине», — говорит она.

— А вы знаете, как они узнают об «Ала Тоо»? В Бишкеке объявления видели, будто здесь завод и рабочие места, — перебивает Сергей.

— Да, и супермаркеты здесь, и завод. Да какие здесь супермаркеты? Поле было под сельскохозяйственные нужды, здесь скотину всю жизнь пасли. Вот, захочет арендатор зайти, деньги вложить, реконструировать производство… А здесь дома одни натыканы. Очень жаль, что мы теперь лишились пастбища, — продолжает Алла.

Теперь у женщины появилась соседка, представившаяся «Дашей». Ее участок – крайний, через него лежит путь на пруд. Когда Даша построит дом, и у нее появятся еще несколько сотен соседей, то к водоему уже, переживают местные, пройти не получится. Хотя раньше там была плотина, по которой на поле переводили скотину с племзавода. Больше этого здесь нет, и вряд ли будет.

По ЛЭП можно понять, где будет построена улица

— Но вы представляете, ведь это сейчас их немного, а уже конфликты есть. Мы боимся: что если они потом обнесут забором свой поселок, закроют проезд? Потом, у них же в семьях по пять-шесть детей. Это значит, что скоро они пойдут в школу в Пахомово, потом потребуют построить мечеть… У наших детей, кажется, будут в будущем более серьезнее конфликты, если сейчас это не пресечь. А живем мы здесь с самого рождения, да и родители наши также.

Главное, что никто никакой ненависти не испытывает к в принципе новым поселенцам, но жить хочется по-человечески. По законам Российской Федерации, а не киргизским обычаям и верованиям. К сожалению, от местных киргизы сторонятся, отдаляются и строят по клищинским меркам целое государство в государстве.

— Еще меня спрашивали: «А как вам помогают поселенцы?» Помогают? Что? Да, помогли, вон, соседям смородину обобрать в свою пользу, — рассказала Алла.

Непонятно, что ожидать

В июле представители местных властей насчитали в «Ала Тоо» 21 построенный дом. Сейчас строительство не прекращается, количество построек постепенно растет.

— По предписанию прокуратуры был отменен генеральный план в отношении всего муниципального образования. Сейчас он находится на проектировании, на доработках, — рассказывает глава МО Демидовское Михаил Ворона. – Соответственно, это территория без генплана, и строительство здесь запрещено.

— Здесь живут?

— Две-три семьи живут. В основном, проживают жены, женщины и дети. Мужчины, как я понимаю, все работают в Московской области. Приезжают ближе к выходным. В будние дни их меньше, а на выходные приезжают и родственники.

У них есть представитель – Баарикам. Глава района, как я понимаю, приезжал и проводил беседу: подождите, в рамках законодательства нужно посмотреть все нюансы, будет ли строительство. Но они не слышат.

Ворона рассказал, что ЛЭП новые поселенцы построили по федеральной программе – стоимость технического подключения земельного участка составила 500 рублей. Первоначальную линию строил еще бывший собственник участка – гендиректор «Сотого километра» Андрей Буренок.

— Как я понимаю, это делалось для усиления эффекта при продаже, чтобы показать: все это реально.

— В планах у поселенцев есть намерение создать товарищество собственников недвижимости.

— Знаю, что с таким вопросом, а не предложением, они приходили в районную администрацию, но дальше разговоров продвижения нет.

Ворона подчеркнул, что главный вопрос заключается в том, что несмотря на пока что небольшое количество домов, на выходные приезжают много людей: гуляния, шум и игнорирование местных жителей. Кроме этого, съезд с основной дороги в поселение вряд ли узаконен в Тулаавтодоре – для этого необходимо получить технические условия, разработать проект, получить разрешение на строительство, и только затем – ввод на эксплуатацию.

— Что от них ожидать? Честно говоря, непонятно. Если в рамках российского законодательства – да, живите по законам. А пока, к сожалению, такие прецеденты возникали. Как я понимаю, для них что-то нормально, а по нашей жизни – не нормальные вещи.

Алексей Туманов, РИА «SM-News»

 

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации