В первый весенний день в творческом индустриальном кластере «Октава» состоялась лекция антрополога Михаила Алексеевского. Был проведен обширный экскурс по российским городам и их визитным карточкам, а также краткий рассказ об антропологии, ну и немного о Туле.
В большом зале «Октавы» собрались слушатели лекции «Тула без тульских пряников: антропология туризма в историческом городе». Порядка пятидесяти человек заинтересовало, почему же тульские сувениры и экскурсии стали не так интересны туристам и гостям города, и, фактически, отошли на второй план.
Присутствующие в зале разделились на два лагеря: тех, кто пришел конкретно к антропологу Михаилу Алексеевскому и, естественно знакомых с его работами, и тех, кого просто заинтриговало провокационное название статьи. И именно из-за разнородного состава аудитории лекция получилась весьма диссонансной. Но обо всем по порядку.
Антрополог считает, что еда, событийность и локальная идентичность – это главные пути развития туризма. Для туриста весьма привлекательно полное погружение в среду, ему необходима атмосфера, он хочет видеть что-то новое, яркое. «Наибольшей ценностью для этого нового поколения туристов стали не наблюдения, им не достаточно просто смотреть на достопримечательность, не достаточно поставить галочку и сфотографироваться, они хотят принимать участие, хотят чувствовать вовлеченность, хотят более глубоко понимать, чем живут другие люди, культуры, города. Им нужен новый опыт.» — рассказывает в своей лекции Михаил.
«Не такой уж и плохой музей». Да, это цитата про наш государственный музей оружия. То, чем привык гордиться туляк не всегда хорошо конвертируется для туристов.
«Не очень понятна идея приехать в Тулу и гордиться тульским оружием. Пряники и пастила в каком-то смысле будут несколько привлекательнее, чем затаив дыхание, смотреть на это огромное величие, но при том, что это не такой уж и плохой музей».
Последняя фраза сильно смутила присутствующих на лекции: были слышны смешки, кто-то начал активное обсуждение со своим соседом, некоторые фактически не могли усидеть на месте.
«Понятно, что пряник купленный в Туле приятнее есть, чем тот, что был куплен в Москве. Тем не менее, это именно тот случай, когда бренд настолько затерт, что как-то уж ехать в Тулу за тульским пряником не очень хочется, если только со своим самоваром».
Достойными заменителями пряника лектор считает веневскую булочку, белевскую пастилу и анковский пирог. Получается, что привлечь туриста можно не одним пряником. Как вариант, можно создать бренд «Тульское чаепитие», в котором будут собраны все сладости тульской земли.
«У туляков огромное количество козырей на руках и масса возможностей, но за счёт того, что это все оболочка, фантики и за этим не стоит тот самый опыт, древность, которых так желают туристы, все это как-то плохо работает и ничего из этого не выходит». Как пример интересного и необычного проекта антрополог привел «Музей станка», расположенный в «Октаве». Ему понравилось, как обыграна история со станком и становится понятно, что это все прекрасно сочетается с идентичностью Тулы, как промышленного города.
В конце своего выступления лектор поделился рецептом успеха для развития туристической деятельности Тулы. Он приведен ниже: — Здоровая саморефлексия; — Уважение к туристам (весьма необычный совет, как оказалось, по его мнению, коренные жители снисходительно относятся к туристам, поэтому стоит изменить свое отношение к ним.); — Больше событий и фестивалей; — Инициатива малого бизнеса; — Комплексное развитие городской среды; — Современные цифровые сервисы; — Любовь к родному городу.
Харизма лектора, остроумные шутки и забавные факты о городах России были безусловным плюсом, но хотелось бы несколько больше информации о Туле. Не сомнительных выводов, возможно сделанных из комментариев всего лишь нескольких туляков, а глубинного исследования реальной туристической ситуации региона.
Материал подготовлен студенткой 4-го курса ТулГУ кафедры журналистики Люсинэ Малхасян