Согласитесь, мало кто любит критику, а когда критикуют твой родной и, думаем, любимый город, то уж держись… С болезненной реакцией на свое не слишком позитивное мнение о Туле столкнулся известный блогер и общественный деятель Илья Варламов, который приезжал сюда холодной зимой 2017-го.
К чему мы его вспомнили? На прошлой неделе Варламов представил общественности свой личный рейтинг российских городов, в которых он сам не отказался бы жить. На 27-м месте мы обнаружили родную Тулу, что, скажем, немало нас удивило — неужели «великий и ужасный» сменил гнев на милость и признал «город оружейников» комфортным и современным?!
Спойлер: Варламов и до этого включал наш город в подобный рейтинг, однако на фоне заметок о «жуткой Туле» этого никто не заметил.
Мы, признав тот факт, что Тула в последнее время действительно похорошела, решили покопаться в заметках Ильи Варламова более, чем двухлетней давности и решили сравнить, что же изменилось в городе за это время — что похорошело, а что не изменилось; к чему прислушались, а от чего отказались.
Для сравнения мы взяли лишь фрагменты заметок из ЖЖ Варламова, но, осмелились, и добавили своих мыслей. Предупреждаем: ваше мнение может не совпадать ни с мнением блогера, ни с мнением редакции.
Итак, Тула образца 2017-го против Тулы сегодняшней.
Проблемой «номер 1» для Тулы Илья Варламов считает обнаглевших автомобилистов, паркующихся по принципу «где хочу и как хочу».
«Город победивших автомобилистов, который мог бы быть намного лучше», — категорично, но справедливо.
Однако, сейчас вежливых водителей стало больше. Или нам так только кажется?! Припаркованный на тротуаре автомобиль — это уже из разряда редких животных, который сразу же надо постить в «подслушки».
А вот во дворах ничего не изменилось: покрышки как лучший способ занять свое место. И ведь, что удивительно, это просто гарант надежности!
Тула, 2017 год
Тула, 2019 год
Многие знают, что Илья Варламов борется за сохранение и развитие трамвайной сети в городах России. В свой последний визит к нам блогер не постеснялся в выражениях и назвал тех, кто хочет убрать трамваи с тульских улиц, варварами.
«В то время как все современные города трамвай развивают, обновляют подвижной состав и ремонтируют пути, ты несешь всякий бред про то, что трамвай – это прошлое, и надо его выпилить».
Но, видимо, его опасения оказались напрасны: трамваи в Туле стали современнее, комфортнее (пока, конечно, не все), а пути постепенно начинают ремонтировать. И никто убирать их с улиц не собирается.
Кстати, а вы голосуете за то, чтобы убрать трамваи или за то, чтобы их сохранить?
Улица Коминтерна с годами не меняется. И это вряд ли добавляет ей шарма и очарования…
Улица Коминтерна, которая находится практически в центре города, выглядит не лучше, чем те же условные десять лет назад: разваливающиеся дома, разбитые тротуары и прочие «прелести».
Глядя на эти фотографии, невозможно поверить, что в пяти минутах ходьбы находится Казанская набережная…
Еще одна «больное место» Ильи Варламова — велодорожки.
В Туле они есть, и где-то даже оформленные по всем правилам, но вот велодорожка на Красноармейском проспекте — это притча во языцех. По сути, это полоса тротуара, которую отделили от пешеходов обычной белой краской.
Туляков совсем не смущает наличие велодорожки: пешеходы смело вышагивают по выделенной для велосипедистов полосе, а последние вынуждены лавировать и постоянно сбавлять скорость, что кого-нибудь не сбить. Но здесь вопрос уже к игнорирующим все правила горожанам.
Кстати, о правилах дорожного движения. Илья Варламов так и не нашел пешеходный переход, чтобы попасть к флагу на Пролетарской набережной. Поэтому он просто перебежал проезжую часть, нарушив ПДД. Штраф ему!
Два года спустя мы решили повторить путь блогера и, спустившись с Зареченского моста, добраться до флага. Если соблюдать все правила ПДД, то максимум куда вы придете — это пятачок за «Пряностями и радостями», и, как в какой-нибудь компьютерной игре, будет кружить по нему в поисках верного пути.
Поэтому здесь дорогу просто перебегают.
Варламов был в Туле в то время, когда о Казанской набережной даже не задумывались. Тем более, интересно читать о том, что буквально пару лет назад Пролетарская набережная была одним из немногих популярных в Туле мест.
Нельзя сказать, что сейчас набережная абсолютно пуста. Есть здесь молодежь, облюбовавшая новый скейт-парк, влюбленные парочки, искавшие тихое место для прогулки (лучше варианта и не придумаешь) и, конечно же, рыбаки. В общем, люди есть.
Но всё равно, тут есть ощущение тоски и грусти. Пролетарская набережная — это как забытая ребенком игрушка: когда-то он с ней играл, а потом, когда появилась новая и более красочная, забросил в дальний угол. Именно так набережная и представляется в моем воображении.
Вся «движуха» перешла на Казанскую набережную, оставив на другой стороне ТОЗа лишь заросшие берега, побитый асфальт и одну-единственную палатку с хот-догами.
Суббота, два часа дня. На детской площадке ни души.
Тула — город оружейников. Поэтому в самом его центре находится величайший и старейший Тульский оружейный завод. По соседству с ним есть «Туламашзавод», «Тулаточмаш» — да и много других предприятий находится в черте города.
Но еще это огромные территории, которые, в случае вывода заводов из центра, необходимо грамотно осваивать. Чтобы они не превратились в руины, как тот же ЗИЛ в Москве.
В своем Instagram я провела опрос: выложила похожую фотографию и спросила, центр ли это Тулы? Большинство Многие ответили «да» (граффити с тульским оружием меня выдало), а вот те, кто здесь бывает редко или не был вообще, выбрали вариант «нет».
Кстати, обратите внимание на фасады Тульского оружейного завода: со стороны Пролетарской набережной они выглядят, мягко говоря, не очень презентабельно. Разбитые, обшарпанные, словно завод уже давно заброшен.
Однако, стоит перейти на другую сторону — и вуаля, Золушка превращается в принцессу. Фасады того же самого предприятия выглядят, словно пряничные домики — разноцветные, яркие, ровные. Справедливости ради, Казанская набережная ну уж очень хороша — Варламов одобряет.
Казанская набережная всего за год стала местом притяжения. Нет ни одной минуты в сутках, чтобы здесь не было людей — они гуляют, фотографируются, сидят на траве, читают или смотрят фильмы, поют и танцуют.
А вот, что точно не изменилось за два года, так это въездные ворота в усадьбе Ливенцевых на улице Дзержинского. Будем честны, они вообще не менялись последние лет пятьдесят. Некогда роскошные, сейчас колонны вызывают лишь недоумение — как можно было довести до такого состояния объект культурного наследия?!
Но есть и хорошие новости: к 500-летию Тульского кремля всё, что осталось от въездной группы, ждет реставрация.
Вывод: кажется, что два года — это совсем маленький срок, но глядя на то, как изменилась Тула, начинаешь думать совершенно иначе.
Правильной и комфортной городской среде сегодня уделяется больше внимания — сказывается влияние Москвы, залетевшей на огонек после открытия Казанской набережной и «Октавы». Мусора на улицах стало намного меньше, дороги — ровнее, а старые отреставрированные здания — еще красивее.
Конечно же, есть и свои недостатки — никто из нас неидеален, ведь правда? Но о них пусть рассказывает Илья Варламов.