После того как число новых заражений пошло на спад, отрасль здравоохранения встала на «мирные рельсы» — инфекционные госпитали начали закрывать, и тульские медики вернулись к привычной работе. Вернулся к обязанностям заместителя главного врача по лечебной работе Тульской стоматологической поликлиники им С.А.Злотникова Али Алиев — единственный врач-стоматолог региона, работавший на передовой борьбы с коронавирусом два месяца — с 14 мая по 13 июля.
— Почему вы решили сменить стоматологический кабинет на палаты красной зоны в инфекционном госпитале на базе областной больницы?
— Причин было много: изначально в госпиталь пошла моя супруга, и я не хотел чтобы она там работала, и был готов ее заменить. Еще хотелось помогать людям, а главное — получить опыт, чтобы знать, что делать, если заболеет кто-то из родных и близких.
Окончательное решение принял, когда сдал тест, и оказалось, что у меня есть иммунитет. У человека, переболевшего коронавирусом, вырабатываются антитела. Насколько иммунитет стойкий, не могу сказать, болезнь новая и еще не изучена, поэтому я решил сделать еще один тест в сентябре.
— Когда вы переболели COVID-19?
— Точно не могу сказать, потому что никаких симптомов не замечал. Предполагаю, что в конце марта или начале апреля.
— Как вы попали в инфекционный госпиталь №2?
— Написал заявление, получил сертификат врача-инфекциониста, без которого работать нельзя, тогда была особенная нужда в кадрах, поэтому меня и взяли. Скажу сразу, мне очень повезло с коллективом — несмотря на то, что от многого я был далек, здорово приняли, все объяснили. Коллеги оказались потрясающими профессионалами. Игорь Куранов, Максим Пронин, Алексей Нуждихин, Владимир Марийко — грамотные организаторы, прекрасные врачи, которые стали моими проводниками и всегда приходили на помощь.
— Что входит в обязанности медика инфекционного госпиталя?
— Основное: обходы утром и вечером. Мы облачались в СИЗы, уходили в красную зону, опрашивали больных, корректировали лечение. В чистой зоне писали назначения и передавали данные с помощью смартфонов медсестрам. Работа у девчонок, скажу, та еще. Поначалу смены длились с 16.00 до 8.00, потом с 8 до 8 — сутки через двое.
В самом начале, бывало, проводили в красной зоне по 5-6 часов, в костюмах, масках, перчатках. Тяжело, комфорта мало, конечно. Как в бане! За два месяца я сбросил 11 килограммов, но защита чувствуется — без СИЗов никуда. Были периоды, когда поставляли очень крутые костюмы, бывали и попроще, но обеспечение всегда было. Ни о каком дефиците речи не шло. Единственное, респиратор носил свой — покупал еще до начала работы в госпитале, на всякий случай для себя и супруги.
— Как удавалось переносить такие нагрузки?
— Мне тяжело не было, было очень интересно. Сложности были, но они решались. С учетом ситуации работа была организована великолепно, все старались максимально, и я не представляю, как можно было сделать лучше в тех условиях, с которыми столкнулась отрасль здравоохранения. Помогало, знание того, что я приношу пользу.
В остальном было нелегко. У супруги антител к коронавирусу не было, и она жила отдельно от семьи — в гостинице. Поэтому я, можно сказать, «был на хозяйстве»: после смены — домой, готовил дочку к окончанию учебного года и поступлению в лицей, одновременно и сын заканчивал третий курс. С женой виделись, но редко, иногда гуляли по вечерам в Пролетарском парке.
— Какие пациенты проходили лечение под вашим наблюдением?
— Я работал в седьмом отделении, около 70% больных находились в тяжелом состоянии и нуждались в кислородной поддержке. В реанимации и хирургии, безусловно, намного тяжелее, но и на нашем этаже было нелегко: многим пациентам даже было тяжело передвигаться. Здесь надо отдать им должное — во многом процесс выздоровления зависит от настроя больного. Я рад, что многие пациенты, оставались позитивным, поддерживали других. Настоящие помощники! Были те, кто впадал в панику, но это нормально, потому что людям страшно.
COVID-19 такая зараза, которая не смотрит ни на чины, ни на положение, ни на связи. Если в обычное «мирное» время человек может лечь в любую больницу, ему окажут максимум помощи и уделят все внимание, то сейчас, в таких жестких условиях, все пациенты равны. Поэтому не нужно обижаться на медиков — помощь пациентам оказывают в полном объеме, но тратить на одного больше времени, чем необходимо, они себе позволить не могут.
— Запомнился ли кто-то из красной зоны особенно?
— Да, была одна пациентка, пожилая женщина 88 лет, очень жизнерадостная, веселая, оптимистичная, жизнелюбивая. К сожалению, «вытянуть» не удалось. Одна из главных проблем, незнание того, как быстро будет развиваться заболевание. Были случаи, когда выкарабкивались пациенты в крайне тяжелом состоянии, а бывало, смотришь на человека в состоянии средней степени тяжести, думаешь, что вот-вот, еще неделя, и выпишем — но нет.
— Какие выводы можно сделать после двух месяцев смен в инфекционном госпитале?
— Это навсегда останется с нами, поэтому нам необходимо пересмотреть свою жизнь. Особенно стоит задуматься людям с лишним весом, практически все такие пациенты переносят COVID-19 тяжело. Коронавирус находит в человеке самое слабое место и бьет туда, осложнение может пойти не только в легкие, но и в сердце.
— Как вы отметили закрытие госпиталя?
— Все вместе провели флешмоб, а потом собрались нашим отделением 17 июля на Хомяковских полянах, посидели, повеселились, было здорово, но немного грустно. Здесь, в своем кабинете я уже состоявшийся специалист, а там все по-другому, там я рядовой сотрудник. Иными словами, смена деятельности очень взбодрила, и с такой работой, когда ты отвечаешь за жизни других людей, ничто не сравнится. И еще я встретил потрясающих людей, великолепных профессионалов.
— Если вдруг к нам придет вторая волна, вернетесь на передовую?
— Я полагаю, что пока не ушла и первая волна — мы продолжаем регистрировать новые случаи заболевания, поэтому так важно не расслабляться. Но если ситуация ухудшится и у нас снова откроются инфекционные госпитали, конечно пойду, если позовут.
— Советы по профилактике COVID-19 от Али Алиева…
— Следите за своим рационом, это банальный совет, но питание должно быть правильным. Прежде чем съесть что-то вредное или калорийное, думайте о своем здоровье. Также в жизни обязательно должно быть движение, я не говорю о спортивных достижениях, просто выходите на прогулку, дышите свежим воздухом, благо, у нас много замечательных парков. Ну, и, конечно, должна быть гигиена. 2020-й год наконец-то научил нас мыть руки. Самая простая профилактика вирусных заболеваний — поддержка своего здоровья: пейте витамины, ешьте фрукты, двигайтесь.