Покупать заранее или ждать праздников? Какие продукты в Тульской области подорожают к Новому году

25.10.2021 07:01
Прогнозы экономистов и тульских производителей: почему цены растут и что поможет это приостановить

Минэкономразвития РФ увеличило прогноз по инфляции в стране на этот год с 5,8 до 7,4%. По словам главы ведомства Максима Решетникова, основной рост цен сейчас вносит продовольственная инфляция.

«Помимо слишком раннего для этого времени года роста цен на плодоовощную продукцию (помидоры подорожали на 24,9%, огурцы — на 17,3%, апельсины — на 12,9%), высокие темпы роста цен сложились на мясную, молочную продукцию, макаронные изделия, куриные яйца», — цитируют «Известия» руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольгу Беленькую.

Как изменились цены в Тульской области?

В Тульской области отмечается рост цен почти всех позиций основного спроса. По данным Туластата, только «борщевой набор» (картофель, морковь, капуста, лук, чеснок, свекла) летом вырос в цене почти на 470 рублей в сравнении с аналогичным периодом 2020 года. Сравнив июль 2021 и июль 2020 года, аналитики пришли к выводу, что общая цена выросла на 23,3% — с 381 рубля до 469 рублей 83 копеек.

Заметнее всего подорожала морковь —  на 209% (72 рубля 88 копеек за килограмм), также поднялись цены на свеклу (65 рублей 33 копейки), капусту (39 рублей 33 копейки) и картофель (42 рубля 35 копеек).

По данным Тульского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, особенно сильный прирост цен в первом полугодии 2021 года в сравнении с аналогичным периодом 2020-го произошел по:

«Итоги прогноза ценовых изменений показали, что по группе продовольственных товаров (за исключением плодоовощной продукции) в ноябре-декабре 2021 года ежемесячный прирост составит 0,7-0,72%, по непродовольственным товарам – 0,74-0,76% в месяц.

Спрогнозированная динамика цен на плодоовощную продукцию показала возможное сохранение до конца года снижения уровня цен, начавшееся еще в июле-августе 2021 года (в ноябре и декабре соответственно на 1,3% и 1,4%)», — рассказала «Тульской прессе» доцент кафедры «Экономика и менеджмент» университета Елена Никитина.

Прогнозы производителей

Мясо и птица. Крупные тульские производители прогнозируют рост цен. По словам генерального директора ООО «ПХ «Лазаревское» Кристины Романовской, единственным сдерживающим фактором могут стать государственные меры.

«Цены должны вырасти, и сильно. За этот год очень сильно подорожали корма за счёт составляющих их себестоимости: это удобрения, средства защиты растений, семена. Подорожало топливо. Все это очень сильно влияет на себестоимость мяса.

Сейчас я думаю о выживании в будущем году с учетом этих новых расходов. Себестоимость мяса увеличилась на 30-50% в зависимости от разных позиций.

Единственная причина, по которой цены могут не вырасти серьезно — это государственные меры. Надеюсь, они будут не только карательные — по сдерживанию цен, но и в виде господдержки, стимулирующей производство».

Представители сферы птицеводства отмечают, что многие компании вынуждены поднимать цены из-за увеличения стоимости производства продукции — работать в убыток они не могут.

«В целом, на рынке по различным причинам складывается ситуация с нехваткой птицы. Больше 60% себестоимости продукции составляют корма, которые неуклонно дорожали в течение года. Кроме этого, выросла стоимость материалов, кормовых добавок, других составляющих производства.

В частности, мы фиксируем рост стоимости упаковки, пленки, пластика, гофрокоробов — так, если в середине года цены поднялись до 30%, то сейчас показатель доходит до 50%. Если предприятие работает в убыток, оно вынуждено либо закрываться, либо поднимать цену на продукцию, чтобы получать хотя бы минимальную прибыль.

Сейчас практически все производители в сегменте работают с низкой прибылью», — рассказала «Тульской прессе» директор по маркетингу «Воловского бройлера» Анна Александрова.

При этом, как уточнила Александрова, до конца года установившиеся ранее цены не должны поменяться.

«Тем не менее, насколько мы владеем информацией, сложившаяся ситуация на рынке зафиксирована, и дальнейшее продолжение тренда на повышение стоимости на птицу не планируется. Ситуация стабилизируется и, по нашим прогнозам, нынешние цены до конца года не изменятся»

Алкогольная продукция. В России её  подорожание  до конца года маловероятно — торговые сети придерживаются зафиксированных планов, а производителям, и так работающим в условиях крайне жесткой конкуренции, невыгодно поднимать ценник перед зимними праздниками, когда спрос на спиртное вырастает в разы.

Однако уже с 1 января 2022 года цены на алкоголь поднимутся по ряду причин. Так, в новом году ставка акциза на алкоголь вырастет, что напрямую скажется на стоимости:

Плюс, к этой сумме добавится и 20% НДС.

«Для того что бы рассчитать реальное увеличение стоимости алкогольной продукции необходимо к сумме увеличения ставки акциза добавить 20% НДС. К примеру, акциз на алкоголь крепостью более 9% увеличится с 226,4 до 235,6 рублей за литр готовой продукции. То есть рост составит 9,2 рублей, но реальное увеличение будет 9,2*1,2=11,04 рублей за литр готовой продукции или 5,52 за 0,5 литра», — объяснила «Тульской прессе» финансовый директор «Тульского винокуренного завода 1911» Оксана Бенделюк.

Минимальная розничная цена за 0,5 литра


Алкоголь также, вероятно, подорожает и из-за увеличения стоимости на производственном этапе.

«В этом году дорожает зерно, которое является сырьем для производства спирта и водки. Соответственно, рыночные цены на спирт также поднимутся. Кроме этого, растут цены на материалы, используемые при производстве алкогольной продукции — этикетки, бутылки, гофротара, укупорка, поддоны. Не стоит забывать и о традиционном росте стоимости на энергоносители и коммунальные услуги.

По нашим прогнозам, суммарный рост цен с 01.01.2022 г. на алкогольную продукцию не будет существенным, но в любом случае ожидается рост около 5%»

Колбаса и сосиски. Представители крупных ретейлеров уже предупреждены о подорожании колбас, сосисок и другой продукции. По данным «Известий», более десяти крупнейших компаний-мясопереработчиков уведомили ретейл о повышении цен на свою продукцию на 7-20% с конца октября — начала ноября. В частности, речь идет о компаниях «Мираторг», «Останкино», «Дымов», «Клинский». Производители объясняют рост цен подорожанием сырья, упаковки, моющих средств, яичного меланжа и другими причинами.

На цены повлияет ключевая ставка и энергетический кризис

Эксперты отмечают, что прогноз цен, составленный на основе данных за прошлые месяцы можно считать обоснованным только при условии сохранения в экономике характерных условий и особенностей прошлого месяца. При этом на динамику цен могут повлиять и новые факторы — как внутренние, так и внешние.

Говоря о внутренних факторах, аналитики отмечают постепенное повышение Центробанком ключевой ставки и политику правительства РФ в отношении цен на социально значимые товары, цель которых — снизить прирост цен на товары потребительского рынка и стабилизировать стоимость.

При этом необходимо учитывать энергетический кризис в Европе и Китае как внешний фактор, который может привести к повышению цен на импортные товары: в частности, одежду, обувь, электронику и бытовую технику.

«Таким образом, анализ факторов и условий, влияющих на установление цен в российской экономике, показал неоднозначность прогноза их динамики в ближайшие месяцы», — объяснила доцент кафедры «Экономика и менеджмент» университета Елена Никитина.

Экономисты Тульского филиала Финансового университета при Правительстве РФ отмечают, что политика федеральных властей в отношении стоимости социально значимых товаров заключается во введении максимального уровня розничных цен на них и контроле за их повышением. Такой механизм применили в июле-августе на сахар и продукты «борщевого набора».

«Дальнейшее использование такого подхода к регулированию цен на рынке, естественно, позволит не допустить ближайшего их роста на указанные категории товаров. Но в то же время нужно учитывать, что продажи, а следовательно и устанавливаемые на них цены, определяются фактором сезонности.  В сезон наибольших поставок таких товаров, как плодоовощная продукция, естественно снижение цен на них. Однако с окончанием сезона активных поставок в зимние и весенние месяцы возможно повышение цен на эти виды товаров»

Чем запасаться?

Эксперты рекомендуют начинать делать запасы к Новому году уже сейчас. Речь идет о продуктах с длительным сроком годности — вино-водочных изделиях, консервах, соках, майонезе, копченой колбасе, шоколаде и конфетах. По словам доцента кафедры ресторанного бизнеса РЭУ Г.В. Плеханова Елены Мясниковой, если домашние холодильники позволяют держать температуру ниже -18 градусов, то уже сейчас можно купить и мороженую рыбу и мясо в вакуумной упаковке. Лососевую икру, которая подорожала в 2021 году на целых 12,22%, тоже можно купить заранее, но только в виде консервов.

При этом продуктами, подорожавшими сильнее всего, а именно — овощами, — запастись сейчас не получится. «Несмотря на значительный рост цен на свежие овощи, закупать их впрок не имеет смысла, потому что, как все мы понимаем, до Нового года они просто не долежат», — рассказала «Прайму» Мясникова.

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации