Жители Тулы обсуждают новую велодорожку на улице Металлургов. Маршрут длиной более трех километров начинается у трамвайного депо, являясь логичным продолжением велодорожки на Восточном обходе, и заканчивается у парка Металлургов в Криволучье.
Весной этого года сотрудники управления по транспорту и дорожному хозяйству вместе с тульским велосообществом прошли весь путь, тщательно разбирая каждый участок. В проекте, который еще был на стадии доработки (проект в тот момент только обсуждался), учитывались все детали и нюансы: от нормативной ширины велодорожки до выбора стороны, по которой она должна пройти. Казалось бы, все проблемные вопросы были решены на месте, администрация и общественность пришли к единому мнению.
Однако итог проделанной работы расстроил тульское велосообщество: на деле почти все то, что обсуждалось администрацией и общественностью весной, что было внесено велосипедистами в проект на стадии обсуждения, так и осталось на бумаге.
«Велопешеходная (это важно!) дорожка должна была появиться в рамках ремонта ул. Металлургов по программе БКД. Т.е. новую обособленную велодорожку нам построить не могли, но обещали расширить тротуар и выделить зону для велосипедистов», — пишет активист «Свободной Тулы» Артем Замотин.
Работы действительно проводились одновременно с комплексным ремонтом улицы Металлургов по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» (но, как уточнили в администрации города, в рамках муниципального контракта). Осенью, когда проходила приемка работ, вопросы появились не только к качеству ремонта главной артерии Пролетарского района, но и к оборудованной велодорожке.
Что не так с новой велодорожкой?
Велодорожка по Металлургов по сути является продолжением такой же велодорожки по Восточному обходу. На стыке этих двух маршрутов, вместо плавного поворота — практически прямой угол, который преодолеть даже на низкой скорости довольно проблематично.
В самом начале маршрута велодорожка проходит между остановкой общественного транспорта и проезжей частью, что создаст неудобства не только для велосипедистов, но и пассажиров: люди, ждущие свой транспорт на остановке, станут помехой на пути проезжающих мимо велосипедистов.
Дальше — еще интереснее. Как заметил Артем Замотин, велодорожка резко переходит на другую сторону тротуара: «И все бы ничего, но в районе «Гиперспара» довольно высокий перепад по высоте между тротуаром и парковкой. Так что не крутите рулем, чтобы не съехать под откос».
А в районе общежития (ул. Металлургов, 85) велодорожка проходит вдоль стены с довольно грубой штукатуркой. Ободрать здесь руку или ногу велосипедисту, даже самому ловкому, очень просто.
На других участках велодорожка идет вплотную к выходам из магазинов или торговых ларьков, что опять же неудобно ни велосипедистам, ни пешеходам (думается, что и владельцы магазинов поддерживают такое решение). Хотя весной обсуждалось, что велосипедисты будут ехать по стороне от трамвайных путей.
Из этого возникает следующая проблема:
«Отдельно стоит обратить внимание на козырьки торговых ларьков, которые нависают над велодорожкой. Если высокий велосипедист захочет привстать на педалях, он рискует разбить голову о металлический угол козырька», — пишет Артем Замотин.
На участке между остановками «Ул. Декабристов» и «Быткомбинат» велодорожка проходит вплотную к припаркованным на газоне автомобилям. Многие водители для этого маневра, не стесняясь, едут по тротуару (хотя и парковка на газоне без этого является нарушением), ограждений, препятствующих этому, нет.
«Будут ли установлены полусферы <…> или ограждения между газоном и тротуаром, непонятно, но мы надеемся на лучшее», — отмечает активист.
На выездах со второстепенных улиц движение автомобилей и велосипедов должно регулироваться разметкой или дорожными знаками, этот момент обговаривался весной. Однако сейчас на пересечениях велодорожки с проезжей частью нет ни одного предупреждающего знака. Эта проблема, кстати, наблюдается не только здесь, но и в районе Комсомольского парка: о том, что там есть велодорожка можно только догадываться.
Весной обсуждалось, что на некоторых участках тротуара в Пролетарском округе, где позволяет ширина, будет нанесена классическая разметка. При этом ширина велосипедной зоны предполагалась не меньше 1,75 метра — чтобы велосипедисты могли разъехаться. В местах, где тротуар узкий, но есть возможность его расширить, предлагалось добавить асфальтовую полоску с небольшим бордюром.
Но тротуар расширять не стали. «Дорожники ограничились минимальным значением ширины для велопешеходной дорожки в 3,25 метра (ГОСТ 33150 таблица 4)», — пишет Артем Замотин.
Но есть и хорошие моменты. Например, в местах пересечения велопешеходной дорожки с выездами из дворов и автомобильными проездами дорожное покрытие сделано в одном уровне — никаких бордюров и резких перепадов.
В разговоре с корреспондентом «Тульской прессы», Артем Замотин заметил: многое из того, что обсуждалось в марте, реализовано не было. Хотя, как мы уже писали выше, целью совместного выхода сотрудников управления и представителей велосообщества было проработать проект будущей велодорожки, детально разобрав каждый участок.
Так, например, на участке от Волкова до Чаплыгина велодорожку не стали выносить отдельно от тротуара. Напомним, что на данном участке было предложено проложить велодорожку за деревьями, ближе к трамвайным путям. Тогда, замерив расстояние от путей, сотрудники администрации пришли к выводу, что этот вариант вполне жизнеспособен — именно его внесли в протокол встречи. На бумаге он и остался.
Вопрос со стихийной торговлей в Криволучье тоже не решили, хотя он обсуждался. По тротуару, заставленному импровизированными прилавками, сложно пройти даже пешеходам, что уж говорить о велосипедистах.
Артем Замотин подчеркнул, что все моменты обговаривались еще раз осенью — не только с представителями администрации, но и с подрядной организацией. Однако многие замечания были проигнорированы.
«Главная проблема тульских велодорожек в том, что их делают по остаточному принципу. Где можно нарисовать — нарисуем, только не приставайте», — заметил он.
Станет ли лучше велодорожка в Пролетарском районе? «Тульская пресса» обратилась за комментарием в администрацию города.