Заменили бы — да нечем
Жители Тулы, решившие поставить новую зимнюю резину, отмечают, что сделать это крайне непросто — купить покрышки в оружейной столице можно только под заказ.
«В автосервисе сказали, что нужно срочно менять резину, и, соответственно, ставить зимнюю, т.к. летний сезон закончился. В магазине, куда приехала за своим радиусом, мне сказали, что товара нет, и шины можно взять только под заказ — придется ждать три-четыре недели. Эту проблему мне нужно решить сейчас, и, конечно, я была неприятно удивлена: пять-шесть лет назад все было куда проще. Причин, почему на складе нет шин, никто не объясняет», — рассказала тулячка Анна. Н.
Сравнивая эту осень с сезонами замены шин прошлых лет, автомобилисты отмечают, что раньше никогда не сталкивались с таким дефицитом и настолько долгим ожиданием.
«Сейчас резину зимнюю не купишь — заехал в магазин, там сказали, что только под заказ. Когда это было, чтобы 14-й радиус [один из самых популярных размеров шин — прим. редакции] был под заказ? Например, три года назад все было проще — приезжал, платил, брал резину и уезжал «переобуваться». Шесть-восемь лет назад с такими проблемами тоже никто не сталкивался. Сейчас же в магазине предложили две покрышки одного рисунка, две — другого, а зачем мне на две оси разные «баллоны»? Но если нужны одинаковые — только под заказ, и ждать придется три недели. Заехал в один магазин, в другой. Третий, что делать — не знаю, в Москву, наверное, придется ехать», — заявил автомобилист Андрей В.
В Yokohama (японский производитель шин) ситуацию называют не иначе как плачевной. В Тульской области отмечается не только подорожание, но и недостаток шипованных шин
«Эпидемиологическая обстановка, связанная с коронавирусом, рост цен на металл и логистику, введение обязательной маркировки — все это привело к повышению стоимости.
Цены растут еженедельно в среднем на 5-6%, при этом самой резины становится все меньше.
Сейчас мы говорим о настоящем дефиците: части моделей уже нет на рынке, те, что есть — либо самый низкий, либо премиум-сегмент — среднего в ряде популярных размеров нет», — сообщили в Yokohama.
Часть брендов резины уже направляет письма поставщикам — в связи с дефицитом от торговых представителей требуют соблюдения минимальных розничных цен, также устанавливается и новая стоимость. При этом поменяться цены могут буквально за ночь.
«Например, в начале октября мы приобрели 120 колес одной позиции, сейчас осталось всего 30, при этом мы занимаемся только розничной торговлей, продаем покупателям, которые приходят лично. Кроме этого, меньше чем за месяц значительно выросла и цена — раньше мы закупали шины за 3,5 тыс. рублей, сейчас это уже 4 тыс. рублей.
Колесо на большие размеры может подорожать на тысячу всего за сутки, и это только закупочная цена.
К концу года стоимость зимней резины может вырасти еще на 10-12%, летней — на 50% в сравнении с прошлым годом», — рассказал «Тульской прессе» представитель Yokohama Артем Кадисон.
Эксперт из Yokohama отметил, что цены будут только расти, а ассортимент — сужаться. И рекомендует готовить сани летом. «В конце января-начале февраля цены могут стать адекватнее, а ассортимент — расшириться», — объяснил специалист.
По регламенту и ради безопасности
Запрет на использование летних шин в зимний период действует в России почти год — с 1 декабря 2020-го. Эксплуатация легковых автомобилей без зимней резины запрещена Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в течение всей зимы — с начала декабря до конца февраля.
По данным МВД России, административная ответственность за несоответствие шин сезону не предусмотрена, однако наказать за неправильную резину все же могут.
Технический регламент требует «переобуть» все колеса, а остаточная глубина протектора должна быть минимум 4 мм — слишком изношенная резина может обернуться штрафом в 500 рублей. Также могут наказать и тех, кто поставил шипованную и нешипованную покрышки на одну ось или же использует колеса разных моделей и размеров.
То же касается проколов, порезов, отслоения протектора, а также плохо закрученных болтов, трещин и швов на диске. Оплата штрафа при этом не освобождает автомобилиста от повторного привлечения к ответственности, если он так и не приведет колеса в порядок машину.
По мнению экспертов, халатное отношение к смене покрышек чревато серьезными последствиями. Так, по словам главного редактора «За рулем» Максима Кадакова, около 3-4% аварий по причине неисправности транспортного средства происходят как раз из-за шин.
«Например, когда на одной оси — шипованные шины, на другой — лысые. Однако обычно этот факт не учитывается и пишут «водитель не справился с управлением», — цитируют Кадакова «Известия».
Как отметил экс-пилот гонок IndyCar и пилот программы SMP Racing Михаил Алешин, на изношенной зимней резине ездить очень опасно, потому что она не будет выполнять на 100% свои функции.
«Я крайне не рекомендую ездить на изношенной зимней резине, ставить зимнюю резину на одну ось и уж тем более ни в коем случае не садиться за руль машины без зимней резины»
По словам представителя шинного центра Yokohama в Туле, снимать летние шины с наступлением холодов необходимо — при минусовой температуре резина становится жесткой и менее управляемой. Использование «лысой» зимней или летней резины в мороз чревато ДТП.
«В первую очередь, это безопасность участников дорожного движения. В то же время, важно вовремя снять и зимний комплект — с потеплением шипы будут разбивать дорожное покрытие. Так что своевременная замена важна как осенью, так и весной»
Как долго можно ездить на одном комплекте?
Здесь все зависит от того, насколько аккуратно водит автомобилист: так, на самой недорогой летней можно проехать 30-40 тыс. километров, на той, что относится к среднему ценовому сегменту — около 60 тыс. километров, «премиум» может продержаться до 100 тыс. километров.
С шипованной резиной сложнее: большую роль играет не только стиль вождения, но и погода. Хороший «шип» при аккуратной езде может прослужить три сезона, а если автомобилист передвигается на короткие расстояния и нечасто — то и все шесть-семь сезонов.