Будущее Восточного обхода и цена новых дорог. Большое интервью с главой тульского Минтранса

18.01.2022 11:12
Родион Дудник о планах по строительству и ремонту дорог в Тульской области, гарантиях и отношению к инициативам жителей

ИТОГИ НАЦПРОЕКТА-2021

Дорожный сезон подходит к концу — можно ли уже сейчас подвести промежуточный итог?

В Тульской области действуют две программы, по которым проводится ремонт дорог. Одна из них — национальный проект «Безопасные качественные дороги» [БКД]. В 2021 году в план мы поставили 36 объектов общей протяженностью более 136 километров: 19 участков — дороги регионального значения, 17 — местного. По состоянию на 27 сентября на 33 объектах работы полностью завершены, оперативное выполнение — 97%. Один из объектов — улица Металлургов в Туле, работы там планируют завершить до 1 октября: специалистам осталась пара переездов через трамвайные пути, несколько остановочных пунктов, нанесение дорожной разметки и установка недостающих дорожных знаков.

По государственной программе «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования» в этом году мы, дополнительно к объектам ремонта по национальному проекту БКД, ремонтируем еще 26 объектов протяженностью 128 километров, на 8 из них работы полностью завершены, на 18 — еще ведутся. Оперативное выполнение — почти 63%.

Когда работы в Тульской области будут полностью завершены?

Обычно мы ставим задачу завершить раньше, предварительно в этом году планировалось закончить в теплый период, до 1 сентября. Но крайний срок — ноябрь. Все работы должны быть выполнены до 1 ноября. Это некая «красная отсечка», после которой велика вероятность наступления неблагоприятных погодных условий.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Могут ли тульские дорожники похвастаться применением каких-то новых технологий в этом году?

По национальному проекту БКД поставлена задача — учитывать и использовать в работе новые технологии. В этом году мы взяли разработку Российского дорожного научно-исследовательского института — метод функционального проектирования асфальтобетонных смесей. Если говорить простым языком, то асфальтобетонная смесь подбирается для конкретных климатических условий, разрабатывается специальный рецепт из нескольких фракций гранитного щебня с добавлением битума.

Наши климатические условия понятны: не секрет, что перепады температуры очень негативно влияют состояние дорожного покрытия. Например, изменение с плюсовой на минусовой в течение суток, особенно в последнее время. Зима может быть мягкой, но по ночам температура опускается, и за счет физических свойств воды, которая то расширяется, то сжимается, идет постоянная нагрузка на покрытие. Разработанный в РОСДОРНИИ метод должен улучшить свойства смеси, эксперты прогнозируют повышение эксплуатационного слоя верхнего покрытия с четырех до шести лет.

Какие дороги ремонтируют специально разработанной смесью?

С использованием этой технологии в этом году мы ремонтируем два участка региональных дорог в Алексинском («Алексин – Першино» — подъезд к Сенево) и Дубенском районе («Дубна – Лобжа»).

Не страшно ли проводить такие эксперименты?

Экспериментировать нужно. Если покрытие прослужит дольше, будет замечательно. Посмотреть на результаты будет интересно.

Какие еще условия кроме перепадов температуры сильнее всего портят тульские дороги?

В России разрешено использование шипованной резины, это один из главных причин износа асфальтобетонного покрытия, поэтому и возникает колейность. Автолюбители могут заметить, что колея, в основном, появляется на левой полосе, зачастую, уже на второй год после ремонта покрытия.

ПОКАЗАТЕЛИ и ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНА

Сколько дорог в Тульской области сейчас соответствуют нормативу?

Основная цель нацпроекта БКД — привести в нормативное состояние дороги в субъектах страны. Нормативному состоянию должны соответствовать не менее 50% региональных дорог и 85% дорог городских агломераций. В Тульской области городская агломерация — это Тула и восемь районов, расположенных вокруг.

Сейчас в среднем 50% всех дорог тульского региона соответствуют нормативу. Если брать дороги регионального значения, то это 48,7%, местного — 58,3%, федерального — 90%.

Да, 50% кажется хорошим показателем, но это как средняя температура по больнице. Расслабляться нельзя, мы прекрасно понимаем, что у нас еще есть дороги неудовлетворительного качества. Возьмем, напиримр, Ясногорский, Щекинский или Киреевский районы — казалось бы, не самые большие бюджеты, но у них муниципальные дороги находятся в максимально хорошем состоянии. С другой стороны, и требования к муниципальным дорогам иные, их намного проще и дешевле привести в порядок.

Как Минтранс определяет перечень дорог для ремонта?

Ежегодно мы проводим диагностику дорог, и по ее результатам выстраиваем перечень объектов. Мы понимаем, что дорожный фонд, скорее всего, не позволит реализовать работы в полном объеме. В первую очередь, смотрим на дороги, по которым проходит общественный транспорт, школьные маршруты, на подъезды к социальным учреждениям. Бывает, что и с учетом этих фильтров список слишком велик, тогда мы смотрим на перечень населенных пунктов и количество жителей, учитываем общий трафик, загруженность.

При этом мы не можем ремонтировать только большие дороги, нужно обращать внимание на те, которые ведут к маленьким населенным пунктам — мы должны обеспечить нормальное транспортное обслуживание везде.

Можно ли уже сейчас назвать несколько объектов 2022 года?

Из дорог регионального значения — участок «М-4 – Новомосковск» в Киреевском районе. Это новое направление, дорога была построена около 10 лет назад, и сейчас начали появляться участки, требующие ремонта. Есть еще несколько важных участков, например, 37 километров дороги «Тула – Белев»: она проходит по нескольким муниципальным образованиям, и сейчас в Дубенском и Белевском районе состояние полотна вызывает вопросы.
Вероятнее всего, в перечень 2022 года войдет Рязанская улица в Туле — она загруженная, аварийно-опасная, на ее состояние обращал внимание Губернатор. Если говорить о долгосрочном плане, например, до 2024 года, какие объекты могут войти в список?

Программа модернизации и развития как раз рассчитана до 2024 года, пообъектного перечня нет, он корректируется каждый год с учетом финансирования, но целевые значения есть.

Если говорить про большие (капиталоемкие) объекты, то это реконструкция трассы «Тула – Новомосковск», это очень капиталоемкий проект. Сейчас мы приступили к разработке ПСД (1 этап) и планируем приступить к СМР уже в следующем году. Необходимая работа по выделению финансирования с федеральным центром уже ведется. Все, что касается реконструкции, в принципе требует очень больших вложений.

ФИНАНСИРОВАНИЕ и ГАРАНТИИ

Дороги стоят дорого — только ремонт может превышать 250 млн рублей, а если мы говорим о строительстве, то это и вовсе невероятные суммы. Из чего складывается такая большая цифра?

Если нужно готовить проектно-сметную документацию, то необходимо проводить ряд капиталоемких работ — изучается почва, ее состав, определяется, подходит ли она. Бывает, что приходится вынимать грунт и привозить другой. Только потом мы делаем дренаж нужной фракции, все утрамбовывается, прокладывается несколькими слоями специального синтетического материала, чтобы песок не смешивался со щебенкой, например. Это дорогостоящие работы. Кроме этого, нужно брать в расчет подорожание материалов, если раньше оно было в пределах инфляции 3-4%, то в этом году металл и битум подорожали очень сильно, а битум — основной материал, который мы используем для асфальтобетонной смеси.

Как Тульская область получает финансирование на реализацию масштабных проектов?

По нацпроекту БКД каждому субъекту выделяется определенная сумма — в этом году Тульская область получила 680 млн рублей. Условия финансирования таковы, что субъект должен предусмотреть сумму не менее той, что дает федеральный центр. При этом БКД предполагает только приведение дорог в нормативное состояние.

Другие, более капиталоемкие объекты, такие как строительство, могут включаться только по отдельному распоряжению правительства РФ. В прошлом году мы сделали Восточный обход — средства на строительно-монтажные работы были выделены отдельным решением. Реализация данного проекта стала возможной благодаря губернатору — Алексей Геннадьевич обращался к президенту с просьбой оказать содействие. В итоге деньги были выделены.

Какую гарантию на дороги может давать подрядчик?

Объясню на примере того же Восточного обхода: на верхний слой гарантия четыре года, пять лет на нижний слой асфальта , если возникнут проблемы по земельным работам, например, образуется провал, подрядчик должен будет все исправлять в течение восьми лет.

БОЛЬШИЕ ПРОЕКТЫ

Ждать ли масштабный ремонт дорог в Туле?

Проводятся конкурсные процедуры по реконструкции Калужского шоссе в Туле — это муниципальная программа, но региональный Минтрас ее курирует. Сейчас идет поиск подрядчика для разработки ПСД, после уже можно будет говорить о стоимости и сроках. Могу сказать, что планируется уширение до четырех полос (по две в каждом направлении).

Также мы вышли в проектирование третьей очереди Восточного обхода. Планируем, что там будет двухуровневая развязка, путепровод с Восточного обхода на 1-ю Песчаную улицу, и дальше пойдет реконструкция до улицы Кутузова. Это будет первый этап третьей очереди.

Проектно-сметную документацию второго этапа начнем разрабатывать тогда, когда приступим к строительно-монтажным работам первого, чтобы не было так, что у нас лежит разработанное ПСД, денег нет, а мы тратим средства на разработку второго проекта. Для начала нужно начать реализацию первого этапа.


Второй этап предполагает доведение дороги до пересечения с Веневским шоссе и, если есть возможность, то продлить его и до Московского шоссе, северного подъезда к Туле.

В будущем планируется реализация амбициозного проекта — скоростной магистрали между Тулой и Москвой. О каких работах и сроках идет речь?

Если говорить об автомобильной дороге, то уже сейчас идет реконструкция северного подъезда к Туле — проводятся земляные работы. До конца 2024 года планируется полностью реконструировать дорогу от поворота с М-2 к Красным воротам. Это федеральная трасса, Минтранс контролирует и согласовывает сроки, чтобы не получился долгострой.
Реконструкция разделена на два этапа: до поворота на Ревякино и от него до Красных ворот. В итоге мы получим полноценное скоростное четырехполосное движение с новыми разворотными площадками.

Если говорить о скоростном сообщении между Тулой и Москвой по железной дороге, то это проект РЖД. Планируется реконструкция для того, чтобы уменьшить время прибытия поездов из Москвы в Тулу и обратно. «Ласточки» ходят в среднем около двух часов, и при этом не могут выйти на скоростной режим. Причин много, в частности, МЦД — это удобно, но теперь поездам нужно встраиваться в коридор нового наземного метро, поезда из многих регионов столкнулись с увеличением времени поездки. Большая работа, проделанная с коллегами из РЖД, позволила добиться того, что изменения в черте Москвы практически никак не повлияли на скорость наших электричек.

Реконструкция железной дороги нужна для того, чтобы локомотив мог выйти на свою максимальную скорость. Это возможно только на прямых участках. По правилам на изгибах скорость сбрасывается, есть участки с максимальной скоростью 60 или даже 40 км/ч. Скорее всего, некоторые такие участки останутся, но там, где это технически возможно, локомотив будет выходить на свою максимальную скорость.

Предполагается, что после реконструкции время поездки из Москвы в Тулу или обратно на «Ласточке» будет составлять около 1 часа 20 минут. Это очень капиталоемкий и долгосрочный проект, ориентировочно рассчитанный до 2030 года.

Тула уже много лет ждет новый мост через Упу. На каком этапе находится реализация проекта?

Тульская область, как и другие субъекты, участвует программе инфраструктурных бюджетных кредитов. В числе поданных нами заявок и мост через Упу. Сейчас мы ждем решения штаба под руководством вице-премьера РФ Марата Хуснуллина.

Несколько лет назад ходил слух о платном проезде по мосту…

В Туле никогда не будет платных мостов, это было озвучено Губернатором еще в самом начале. То же касается, к слову, и проезда по трассе М-2.

Как Минтранс оценивает внедрение карты «Тройка»?

«Тройка» — однозначно успешный проект. Мы сделали так, что людям удобно оплачивать транспорт и в Туле, и в Москве. Была проведена большая работа, чтобы карта читалась и у нас, и в столице. Из 32 млн поездок, совершенных по карте, 2 млн были оплачены именно «Тройкой». При этом нужно учитывать, что в коммерческом транспорте «Тройкой» воспользоваться пока нельзя.

ИНИЦИАТИВЫ и МЕЧТЫ

Как в целом Минтранс Тульской области относится к инициативам жителей?

Мы всегда прорабатываем предложения от граждан — кому, как ни жителям знать, что происходит. И к инициативам общественников мы относимся позитивно. Наша работа — организовать комфортное и удобное транспортное сообщение для жителей региона. Без обратной связи выстроить оптимально удобную систему не получится. Да, все пожелания удовлетворить не получится, но мы используем системный подход, подключаем администрации, перевозчиков.

Если бы дорожный бюджет не был ограничен, какие объекты вы сделали в первую очередь?

Конечно, это мост через Упу, очень важный объект. Также для меня очень важно, чтобы была полностью проведена реконструкция трассы «Тула – Новомосковск» с новыми путепроводами и развязками. Сейчас это аварийная и очень загруженная дорога, которая находится под пристальным вниманием. Ее реконструкция была бы большой победой.

Если бы была такая возможность, я бы изменил и въезд в Тулу со стороны Москвы. Наверное, во времена строительства Красных ворот такое исполнение было единственным вариантом, но сейчас он требует модернизации.
И, конечно, реконструкция трамвайных путей в нашей столице.

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации