В конце прошлого года в Туле подвели итоги проекта «Лаборатория города 2026», стартовавшего весной. На протяжении нескольких месяцев команды из студентов и опытных архитекторов анализировали общественные пространства города, разрабатывали концепции их развития.
Команд в «Лаборатории города 2026» было пять, город тоже условно поделили на пять зон. В одну из них вошли Московский вокзал и прилегающая к нему территория. Проект реконструкции разрабатывали молодые ребята под кураторством главного архитектора АМ «Хороший город» Сергея Бортулева.
Московский вокзал и прилегающая территория — это точка входа в город для тех, кто приезжает сюда поездом. Именно поэтому эта зона особенно важна.
Здание вокзала, изначально деревянное, сегодня является объектом культурного наследия. Напротив находится пустующее здание гастронома. Оно было построено в 1941 году, а с 2007 по 2013 года там находился банк. Площадь перед вокзалом формируют две градостроительной доминанты — советские гостиница «Москва» и НИИ Репрографии.
«На площади сейчас расположена стихийная парковка, через которую люди напрямую идут в сторону остановки», — говорит Сергей Бортулев.
Изучая пространство, архитекторы пришли к выводу, что расположение пешеходных переходов и остановок, отсутствие навигации вынуждает потенциальных пассажиров общественного транспорта предпочитать такси. Площадь также не предназначена для маломобильных групп населения.
Магазины и торговые павильоны, расположенные в этой зоне, тоже устарели. Проект реконструкции предлагает перенести их ближе к зданию вокзалы; кроме того, выполнить в едином стиле. Освободившееся пространство можно занять теневым навесом с навигацией.
Авторы проекта предложили изменить пространство перед Московским вокзалом, перенеся остановку троллейбусов дальше, а также организовав зону отдыха для пассажиров. Парковку предлагается сократить на 15%, а по направлению к остановке создать бульвар.
В здании бывшего гастронома можно разместить ресторан или кафе, которого здесь так сильно не хватает.
Рядом с Московским вокзалом есть трамвайное кольцо, о котором многие забыли. Однако, утверждают авторы проекта, оттуда очень удобно добираться до центра города. Но для того, чтобы ожидание трамвая было комфортным и безопасным, здесь предлагается установить навес с навигацией.
Большой потенциал архитекторы увидели также в здании завода «Тула», расположенного на берегу реки Воронки. Заводу, который сейчас выглядит заброшенным, прочат судьбу креативного кластера, а берега могут стать рекреационным пространством.
При этом русло реки требует расчистки и обновления бетонного берега, который находится в удручающем состоянии. Проект предлагает «перебросить» через Воронку несколько мостов и разместить рядом точки общепита.
«У территории огромный потенциал. Функциональное переосмысление пространства позволит создать комфортную территорию как для туляков, так и для гостей города», — считает Сергей Бортулев.