Программиста из Тульской области обвиняют в кражах со счетов крупных российских банков

08.02.2022 13:15
Вместе с Александром Сафоновым в деле фигурируют 22 человека

8 февраля Кировский районный суд в Екатеринбурге вынесет приговор 22 фигурантам дела хакерской группировки Lurk, которых обвиняют в хищении 1,26 млрд рублей со счетов крупных российских банков. Из-за больших объемов дела (только обвинительное заключение насчитывает порядка 2,5 тысяч томов) рассматривали три года, обвиняемым грозит от 6 до 18 лет колонии.

1 июня 2016 года российские силовики отчитались о спецоперации по задержанию группы программистов. Всего было задержано около 50 человек из нескольких регионов России, уголовные дела завели только на 23 из них.

Только один из задержанных — Игорь Маковкин — пошел на сделку со следствием и признал свою вину. В 2018 году его приговорили к 5 годам колонии общего режима. Остальные фигуранты дела свою вину не признают и заявляют, что познакомились только после ареста.

Один из них — программист из Тульской области Александр Сафонов, пишет Znak.com. Ему, как и другим фигурантам дела вменяют сразу четыре статьи — «Неправомерный доступ к компьютерной информации», «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ», «Мошенничество в сфере компьютерной информации в особо крупном размере», «Участие в преступном сообществе».

В обвинительном заключении говорится о том, что преступное сообщество было создано в начале 2010-х годов Константином Козловским и Владимиром Грицаном (последний сейчас находится в розыске). Члены группировки занимались разработкой вредоносного программного обеспечения, тестировали его, а после — взламывали различные системы.

Как считает следствие, первое преступление было совершено в 2015 году. Тогда программисты запустили на компьютерах фирмы «СтройИнвест» вирус и украли 7,6 млн рублей.

Со счетов сибирского филиала банка «Такта» были украдены около 100 млн рублей. Деньги выводились на счета сторонних лиц.

«Жертвами» преступной группировки, по версии следствия, стали около десятка российских банков. Более 677 млн рублей были украдены у «Металлинвестбанка», почти 149 млн рублей – у банка «Метрополь», 67 млн рублей – у «»Гарант-Инвеста», 60,5 млн рублей – у «Солид Банка».

На украденные деньги преступники арендовали офисы в Москве и Екатеринбурге, закупали оборудование.

Предполагаемый лидер группировки Константин Козловский заявил о своем сотрудничестве с ФСБ. В частности, он взламывал серверы Национального комитета Демократической партии США, электронную почту кандидата в президенты Хиллари Клинтон и серверы ряда американских военных предприятий. По словам Константина  Козловского, он также по заданию силовиков опубликовал в социальных сетях федерального информагентства новость о смерти Михаила Горбачева, что было неправдой.

Что же касается Александра Сафонова, то он заявляет, что за хищениями из банков на самом деле стоят участники «группы правительственных хакеров Fancy Bears», а контроль за локальными компьютерными сетями потерпевших вели с использованием антивирусных программ «Лаборатории Касперского».

«Вменяемые нам шесть эпизодов хищений были совершены четырьмя различными способами. В частности, три эпизода хищений из банков «Таата», «Металлинвестбанк», «Гарант-Инвест» были совершены одним и тем же способом. А именно с помощью вируса «Пегас» группа правительственных хакеров Fancy Bears, или «Веселые мишки», осуществляла генерацию фиктивных платежных поручений от имени клиентов банков и направляла их через АКМ КБР. Налицо использование служебного положения рядом сотрудников ЦИБ ФСБ и «Лаборатории Касперского», — заявил Сафонов в ходе одного из судебных заседаний в 2019 году.

Сторона защиты считает, что уголовное преследование всех обвиняемых было «сформировано искусственно». Как объяснил изданию адвокат Федор Акчермышев, это было сделано для того, чтобы скрыть незаконные оперативные действия сотрудников ЦИБ ФСБ, у которых был доступ к серверам во Франции, Германии, Великобритании, Швеции и Нидерландах.

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации