25 сентября 2020 года группа школьников из Узловой, вместе с несколькими учителями и директором школы, отправились в рязанский аквапарк «Окская жемчужина». Во время отдыха произошло страшное: один из учеников погиб. Шестиклассник утонул в волновом бассейне — реанимировать его, к несчастью, не удалось.
Один из свидетелей случившегося, работавший в аквапарке фотографом, на допросе рассказал, как вместе с инструктором пытался спасти мальчика (материалы есть в распоряжении редакции). Когда привести в чувство ребенка не удалось, его отнесли в медпункт, где он умер, не приходя в сознание. В момент происшествия никого из сопровождающих рядом с мальчиком не было, утверждал фотограф.
В трагедии обвинили директора школы №61 г. Узловой Ирину Асланян, которую на время следствия отстранили от работы. Вместе с ней фигурантами уголовного дела стали двое учителей, сопровождавшие школьников в той злополучной поездке, и сотрудник туристической фирмы.
Но сама Ирина Асланян не согласна с обвинением. Она считает, что к гибели ребенка привели многочисленные нарушения и халатность со стороны сотрудников аквапарка.
Корреспонденту «Тульской прессы» женщина рассказала, что поездка в «Окскую жемчужину» была запланирована заранее. Идея поехать в аквапарк принадлежала родителям школьников: они сами выбрали место, собрали деньги и купили билеты через туристическую фирму. Так как это был будний день (пятница, уточн. редакции), школьные занятия просто перенесли. Ирина Асланян вспомнила, что в тот день дети и их сопровождающие вошли в аквапарк без каких-либо проблем: кассир вручила всем браслеты и пропустила внутрь, даже не пересчитав. Менеджер, который стоял в этот момент рядом, также бездействовал.
Ни детей, ни сопровождающих перед посещением «Окской жемчужины» не ознакомили с правилами безопасности. Как стало известно позже, сделать это можно было самостоятельно — на сайте аквапарка.
«Другие СМИ писали о том, что я должна была согласовать эту поездку. Но нет ни одного документа, который обязывал бы меня [согласовывать эту поездку], тем более она была организована по решению родителей и исключительно за их счет», — подчеркнула Ирина Асланян. Директор школы, ссылаясь на закон (ч. 8 ст. 41 ФЗ «Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации»), заявила, что ответственность за учеников она несет только на территории школы: «Почему я должна была знакомить детей с правилами? Я просто не понимаю, в какой момент наступила моя ответственность?! Родители решили отправить детей в аквапарк, а мы просто помогли им организовать транспорт до Рязани».
Проведенная по инициативе Ирины Асланян независимая экспертиза показала, что при оказании первой помощи сотрудники аквапарка допустили несколько ошибок. Они не проверили, находится ли в сознании школьник, не восстановили проходимость его дыхательных путей, не провели сердечно-легочную реанимацию и не вызвали на место скорую.
Согласно заключению экспертов, на момент трагедии никто из сотрудников «Окской жемчужины» не проходил обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, а журналы инструктажей оказались пустыми — последние должностные инструкции под подпись вручали сотрудникам аквапарка в 2015 году.
«У аквапарка не было лицензии на оказание первой медицинской помощи: за это их уже оштрафовали на 100 000 рублей. И в тот день там работал сотрудник без соответствующего сертификата. Вот они (следователи — прим. ред.) с ними разобрались и решили перейти на учителей: якобы мы за детьми плохо следили. Вместо того, чтобы разобраться с инструкторами, они всех собак спускают на школу», — заявила Ирина Асланян.
Также экспертиза показала, что состояние волнового бассейна не было работоспособным: отделка выполнена из скользкого материала, края на бортике неровные и с заостренными краями, а выход из бассейна выложен керамической плиткой с существенным перепадом высоты.
По мнению Ирины Асланян, суд по этому уголовному делу однозначно не планируется, потому что «следствию выгодна волокита». Она видит в произошедшем коррупционную составляющую и в первую очередь — подкуп следствия. Из открытых источников женщина узнала, что в аналогичных историях ответственность несут именно сотрудники аквапарка. Но в их случае, считает она, всю ответственность переложили на учителей, которые пришли в «Окскую жемчужину» в качестве обычных посетителей.
«Любому управляющему понятно, что нельзя оказать качественно услугу, если у тебя в штате людей в три-четыре раза меньше необходимого. На безопасность нужны траты, а их в бюджете нет.
Веретенников (директор аквапарка, прим. ред.) имеет знакомства наверху, иначе все мои обращения в различные органы по поводу проверок не игнорировались бы. Закон (ч. 1 п. 1.1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации») обязывает правоохранителей реагировать на поступающие сигналы. Все покрывают его [Веретенникова], включая местные власти», — считает директор.
13 апреля 2022 года адвокат Ирины Асланян подал ходатайство в следственное управление Рязанской области о прекращении уголовного преследования в отношении своей подзащитной. Он считает, что обвинение директора школы необъективно и противоречит материалам дела, а сами следователи за два года так и не установили, как и при каких обстоятельствах погиб школьник.