Россия давно перестала быть страной водки — пиво и пивные напитки за год заняли основную долю среди выпитого за год. По словам директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадима Дробиза.
«У нас за год выпивается не меньше 12 миллиардов литров алкогольной продукции, из них — не меньше 8 млрд литров пива и пивной продукции», — цитирует эксперта РИА Новости.
Производство пива в России растет с 1995 года, к 2007 году крупные иностранные компании, пришедшие в страну, контролировали уже около 92% рынка. Потребление и производство хмельного напитка за 12 лет выросло в 5,5 раза — до 81 литра на человека в 2007-2008 году. После наступил спад (следствие демографического кризиса), но 2-3 года назад, когда кончился демографический кризис, падение пивного рынка прекратилось и он стабилизировался. Сейчас потребление пива и пивных напитков в России составляет около 50 литров в год на человека. Пиво — самый популярный алкогольный напиток в России. На основе анализа 9 млн чеков, проведенного сервисом «Контур.Маркет», в январе 2023 года среди всех купленных в январе бутылок алкоголя 55% пришлось на пиво, тогда как на водку пришлось 20% от общего числа проданных бутылок, а на вино и коньяк — 10% и 6% соответственно.
В Тульской области продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи и водки за последние три года практически не изменились. При этом пиво стабильно лидирует, обгоняя водку по продажам в 10 раз.
В Тульской области в 2020 году розничная продажа составила 6 664 тыс. декалитров (1 декалитр = 10 литрам), в 2021 году — 6 737 тыс. декалитров, в 2022 году — 6 534 тыс. декалитров. Продажа водки: 670 тыс. декалитров в 2020 году, 655 тыс. декалитров — в 2021 году, 705 тыс. декалитров в 2022 году.
«Статистика отражает сложившееся поведение потребителей. Крепкие напитки и благородный алкоголь принято ставить на праздничный стол. Пиво же берут для любого случая, будь то праздники, преддверие выходных или сами выходные», — объяснила аналитик «Контур.Маркет» Дарья Жигалина.
При этом, по мнению исполнительного директора Ассоциации производителей пива (объединяет пивоваренные компании AB InBev Efes, «Балтика» и Heineken Россия) Вячеслава Мамонтова, перевес продаж пива в натуральном выражении [в бутылках] над всеми остальными сегментами алкогольных напитков совсем не удивителен и фиксируется в любое время года, однако показательнее было бы сопоставить проданный алкоголь в пересчете на чистый спирт.
Однако как заявил Вадима Дробиз, оценка потребления по чистому спирту не совсем корректна: люди пьют не градус, а жидкость. По его мнению, с точки зрения влияния на здоровье имеет смысл рассчитывать не только градус, но и объем алкоголя, который проходит через организм.