Увеличение времени продажи алкоголя в Туле: депутаты горячо поспорили и компромисс не нашли

27.04.2023 14:31
В Тульской области депутаты продолжают спорить об увеличении времени продажи алкоголя

В Тульской области продолжают вести жаркие споры о продлении времени продажи спиртного. С инициативой увеличить временной промежуток торговли алкоголем выступила фракция ЛДПР в Тульской областной Думе — депутаты считают, что изменения принесут пользу бизнесу и позволят законопослушным жителям покупать алкоголь легально, не обращаясь к так называемым круглосуточным «наливайкам».

Федеральный закон не допускает торговлю спиртным с 23 до 8 часов по местному времени, исключение — организации, оказывающие услуги по общественному питанию. Субъекты России могут сами устанавливать дополнительные ограничения, и в Тульской области правила ужесточены: сейчас алкоголь можно покупать с 14 до 22 часов в будни и с 12 до 22 часов в праздничные и выходные дни. Тульские либерал-демократы прелагают установить единое время продажи: с 10 до 22 часов, таким образом смягчив ограничения. Однако согласны с инициативой далеко не все. На очередном заседании Тульской областной Думы полемика о пользе и вреде такого законопроекта длилась больше получаса — парламентарии вспоминали сухой закон, желали покойному Горбачеву «жариться с чертями», а еще — предлагали и вовсе ужесточить законодательсво, сократив временной промежуток торговли алкоголем.

«Тульская пресса» рассказывает, к каким аргументам прибегали участники спора, какие вопросы поднимались в процессе обсуждения, и к чему в итоге свелись ипровизированные дебаты.

В поисках здравого смысла

«Единственным органом законодательной власти в Тульской области является исключительно областная Дума. Десять лет назад ограничения на продажу алкосодержащей продукции были приняты постановлением правительства Тульской области. Все думали, что это временная мера, но нет ничего более постоянного, чем временное. Я тогда был депутатом Государственной Думы и резко высказывался против таких ограничений. И сегодня не только не поменял своего отношения к этому постановлению, но ещё и больше укрепился в нём. Считаю, что данное постановление направлено исключительно против законопослушных граждан.

В субъектах, граничащих с Тульской области, время продажи алкоголя следующее:

Нам с вами самим не смешно? Получается, что наши соседи более стойкие, здоровые, крепкие, здравомыслящие, наконец, чем мы с вами: не спились по дорогам и тротуарам не валяются. Мало того, ещё и регионы развиваются — где-то лучше и быстрее где-то медленнее, но, поверьте, это не от времени продажи алкоголя зависит. Многие коллеги и представители власти, говорят, что они пекутся о здоровье населения. Похвально. Я сам за здоровый образ жизни, Но каждый человек индивидуален и не надо всех чесать под одну гребёнку», — заявил руководитель фракции ЛДПР в Тульской областной Думе Александр Балберов.

Депутат добавил, что сейчас в Тульской области ударными темпами ремонтируют и строят новые медицинские и физкультурно-оздоровительные учреждения, пропагандируют здоровый образ жизни, но при этом, по данным Росстата, демографическая ситуация в регионе остается плачевной — смертность намного превышает рождаемость: «Может дело не в часах продажи алкоголя?». Балберов попросил коллег принять этот законопроект ряди туляков, которые не должны чувствовать себя ущемленными в правах и свободах.

«Прямо сейчас мы можем пойти и купить алкоголь, не дожидаясь 14 часов. В народе эти торговые точки называются «открывашки-наливашки». Вам откроют и продадут любой алкогольный напиток, представленный в ассортименте. Бутылка будет открыта, зато вы станете счастливым обладателем того, что недоступно законопослушному гражданину до 14 часов. Меня терзают смутные сомнения: это забота о здоровье? Тогда где вытрезвители? Коллеги говорят, что нужно советоваться с обществом. А кто советовался, когда десять лет назад принималось постановление правительства? Вместе с этим сейчас на федеральном уровне ставят вопрос о возвращении продажи пива на стадионах, и МВД поддерживает. Где логика и здравый смысл?», — добавил депутат.

Депутат Тульской областной Думы Сергей Белов, заслушав доклад Балберова, поставил сразу два вопроса: есть ли способ регулирования работы круглосуточных «наливаек» и какой отзыв инициаторы законопроекта получили от регионального правительства.

«Если есть закон, запрещающий торговать с 23 часов, то он действительно должен запрещать торговлю всем, а не выборочно. На местном уровне, думаю, можно ввести норму — устанавливать 15-20 столов для посетителей. Если такой возможности нет, то и в продаже алкоголя круглосуточно такому заведению следует отказать. А с отзывом правительства меня не знакомили, я его не видел», — ответил Балберов.

По вопросу принятия законопроекта высказались практически все депутаты. Практически все — против.

Галина Алешина:

«С момента принятия ограничительных мер прошло относительно мало времени — всего десять лет. Но я могу ответить на вопрос по статистке смертности от заболеваний, которые связаны со злоупотреблением алкоголем, потому что профильный комитет рассматривал законопроект, и мы тесно работали с министерством здравоохранения Тульской области. Медики отмечают динамику в уменьшении смертности именно от болезней, которые вызваны злоупотреблением алкоголем. Если в 2022 году таких было 1310, то в настоящее время — 816. И министерство здравоохранения считает, что это 500 спасенных жизней. Это произошло не только потому, что мы ограничили время продажи алкоголя, но и благодаря комплексу мер по снижению его пагубного влияния на организм человека»

Дмитрий Афоничев:

«Россия остается пьющей страной. Для себя цель и задачу этого послабления я не услышал. Действующие ограничения, на мой взгляд, нормальны. И равняться с другими регионами, например, с более успешным московским, не нужно. Нужно жить своей жизнью и отталкиваться от ситуации. При этом тульский регион — не только Тула. Чем дальше от областного центра, тем сложнее с «наливашками» — их там нет. И проблема приобрести спиртное есть. Я знаю примеры, когда отсутствие возможности похмелиться останавливало людей от употребления.

Если мы говорим о демографии, важно отмечать не только количество младенцев, но и качество их здоровья. Кроме этого, по статистике УМВД, в 2021 году количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, уменьшилось на 21%, в 2022 году — почти на 14%. Аналитики не было, но, думаю, ответ очевиден. Напомню слова Сергея Галкина (бывший начальник УМВД по Тульской области), который призывал еще больше ужесточить закон и ограничить продажу спиртного лицам, не достигшим 21 года.

Юрий Цкипури:

«Даже в баночке пива содержится 30 миллилитров чистого алкоголя. Но главное другое — есть статистика, которая улучшилась после принятия постановления, и без серьезных доказательств мы не имеем права делать шаги назад. Легче забеременеть, чем сделать выкидыш. И возвращаться к этому вопросу мы можем только после тщательного анализа.  Если мы примем этот закон, то мы косвенно или прямо одобрим распространение и потребление спиртосодержащих продуктов. Ни этически, ни морально, ни как угодно мы не имеем право это делать»

Марина Левина:

«Считаю, что нужно соизмерять ожидаемый экономический эффект от увеличения часов продажи алкоголя с затратами из бюджета, которые идут на лечение больных алкоголизмом и на сопряженные затраты, которые связаны с предоставлением мер социальной поддержки семьям, где больны один или оба родителей, и эта семья перешла в статус малоимущих»

Александр Рем:

«В рамках одного законопроекта мы пытаемся осбудить все сразу. Одна из мер не сможет решить все вопросы. Но я в корне не согласшусь с суждениями о том, что легализация повлияет на продажу контрафактного алкоголя. Мне кажется, что на торговлю контрафактом, в  первую очередь, влияет не время продажи, а стоимость алкоголя. Давайте, не будем вводить в заблуждение людей. Давайте не валить все в одну кучу»

Виктория Ермакова:

«Инициаторы законопроекта Александр Балберов и Илья Киндеев считают, что лучше не пить. Они ведут здоровый образ жизни. Несмотря на то, что мы высказываем разные точки зрения, большиснтво из нас однозначно отвечает на вопрос «пить или не пить» отрицательно»

Денис Бычков:

«Я помню, как Груздев мотивировал решение десять лет назад. Он говорил, что данной нормой мы предотвращаем спонтанные покупки алкоголя, когда человек пришел в магазин за буханкой хлеба, увидел красивую бутылку, взял и выпил. Эта мера уменьшает количество людей, которые выпивает в незапланированное время. Груздев говорил так — если к человеку приходят гости, у него есть бутылка вина, и нет необходимости бежать и покупать»

Дополнительные запреты

Марина Белькова:

«Сколько водки не бери — второй раз придется идти. Как мама взрослых детей, я бы даже еще сократила вечернее время продажи алкоголя. Мы не говорим о людях, которые борются с алкогольной зависимостью, на мой взгляд,  этот законопроект направлен на подрастающее поколение, на молодых людей. И я бы сократила время продажи алкоголя, чтобы у детей не было возможности приобрести вечером алкоголь, и ограничиться тем, что куплено днем»

Автор законопроекта Балберов с новыми ограничениями не согласен:

«Сухой закон уже вводился при Горбачеве. Взял и вырубил все виноградники, чтоб ему на том свете у чертей плясать. Этого что ли хотим? Давайте дальше пойдем, зачем останавливаться? Давайте, не с 14 часов, а с 16 или с 18 продажу введем.

На прошлой неделе в одном из ТЦ пьяный человек упал с эскалатора, разбился насмерть. Не в 8 утра, а после обеда. Еще раз повторю, что вы прицепились к этому времени? Мы боремся с серым рынком, мы бизнесу помогаем», — уверен депутат.

Михаил Демин:

«Как врач с многолетним стажем могу сказать, что количество пациентов, поступающих с алкогольными отравлениями, значительно уменьшилось. Но есть есть еще одна проблема — зависимость связана с тем, что в организме постоянно идет выработка алкогольного компонента, который нужен, чтобы человек функционировал. Здесь мы ничего не можем изменить. Но чем больше мы принимаем продукта, тем сильнее организм отказывается вырабатывать этот компонент самостоятельно. И человек попадает в зависимость, и излечить эту болезнь пректически невозможно. Я, например, никогда не пил ничего. И не знаю, что это такое. Мое мнение — вообще запретить»

Про пиар и «наливайки»

Андрей Мазов:

«Десять назад на федеральном уровне шла кампания по регулированию времени продажи алкоголя, и в нашей губернии тогдашний губернатор Груздев нашел повод привлечь внимание и попиариться: «А мы можем вот так». Без исследований, без поводов. Это первое. Второе: безусловно, всю статистику МВД и Минздрава можно было бы принять, если бы до 14 часов водку нельзя было купить. Если кто-то так думает, он пребывает в розовых фантазиях. Скажу больше: «наливайки» — одна история, а вторая — алкоголь без акциз, который тоже продается, и какие последствия для здоровья наших жителей он несет…

Мы говорим, что за десять лет создался серый или вовсе черный рынок этого алкоголя, и, отменяя действия этого постановления, мы переводим рынок в нормальный формат, когда в магазине человек может купить алкоголь, на который есть акциз. Не принимая законопроект, депутаты одобрят сохранение серого, большого и токсичного рынка»

Юрий Моисеев:

«Нам нужно выходить на федеральный уровень и ужесточить запрет реализации в «наливашках», чтобы это не было смешными штрафами, а уголовным наказанием или «безумной» суммой. Тогда мы с этим разберемся точно. От левого алкоголя нас спасет только госмонополия — государство должно распоряжаться алкоголем, это колоссальные доходы в нашу казну, в том числе. Зачем мы сейчас это вообще придумали? Давайте обсуждать, что и в каком количестве пить, когда будем пить за победу»

Сергей Гребенщиков:

 

«Кто хочет выпить, он найдет. Те же самые сотрудники МВД оформляют штраф за незаконную продажу алкоголя в 2 тыс. рублей, хотя есть возможности намного дороже штрафовать. Даже генеральские погоны не смогли остановить продажу алкоголя в квартире в моем Зареченском округе. 2 тыс. рублей — это не штраф. А «наливайки» находятся рядом со школами, домами — вот где проблема. Там могут торговать, там собирается большое количество людей. Кто захочет выпить, тот найдет. К этому вопросу нужно подходить более тщательно. И законопроект нужно было обсуждать на всех комитетах с возможностью привлечения профильных министерств и экономического блока правительства, который сможет дать ответ — даст ли законопроект прибавку бизнесу?»

Илья Киндеев:

«Крайне непонятно, почему же защищают это необоснованное постановление, которое было сделано десять лет назад. И мне бы не хотелось принижать заслуг наших министерств в вопросе статистических фактов. Те показатели, которыми оперируют коллеги, напрямую связаны с качеством замечательной работы министерства внутренних дел, министерства здравоохранения, а не ограничения продажи алкоголя. Можно разговаривать о статистике правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, но какие из них были совершены в обед, а какие вечером — мы понять не можем. Эти данные притянуты за уши. Ключевой вопрос кроется в том, что изначально, десять лет назад никаких аргументов, никаких обоснований не было. Основная цель законопроекта — сделать жизнь граждан удобнее, убрать те самые препоны, которые не ведут ни к какому профиту: ни для людей, ни для государства, ни для предпринимателей»

Отметим, что длительное обсуждение всех «за» и «против» ни к чему так и не привело — на голосование ставили два решения: о принятии законопроекта и о его отклоении. Решение не было принято ни в первом, ни во втором случае, а значит, полемика, вероятнее всего, продолжится.

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации