Несмотря на санкции, привычные алкогольные напитки с полок магазинов не исчезли, а западных дистрибьюторов сменили отечественные. Об этом говорят цифры: по данным «РИА Новостей», за первый квартал импорт алкоголя вырос на 30%.
Один из крупнейших производителей алкогольной продукции в России Ladoga завезла крепкого спиртного на 34% больше, владелец всех «Пятерочек» и «Перекрестков» X5 Group — на 115%. В первом случае рост обеспечили виски, ром, французский коньяк и армянский алкоголь, во втором — расширение ассортимента и географии поставок.
Изменения на рынке алкоголя объяснил автор и руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. Он заявил, что помимо компаний-импортеров, ретейлом также занялись производители, торговые сети.
Объемы продаж алкоголя в России в прошлом году более-менее сохранили показатели благодаря большим запасам на складах, следом включился параллельный импорт.
«В каждой стране торгуют через представительства владельца бренда, это и приносит основной доход. Хотя корпорации сами лишили себя такой возможности, им все равно выгодно продавать товары — любым способом. Во-первых, для того чтобы их не забыли, во-вторых — для сохранения производства», — подчеркнул Дробиз.
Нельзя не заметить, что цены на алкоголь в России выросли. Эксперт считает, что это произошло из-за отсутствия конкуренции — параллельному импорту не приходится соперничать с прямым, с другой — в колебаниях курса национальной валюты. Дробиз напомнил, что далеко не все производители ушли с российского рынка — LVMH (Moët, Hennessy), Bacardi продолжают торговлю.
Что же предпочитают россияне и как это влияет на рынок?
По словам Дробиза, чаще покупают знакомые марки. Но россияне предпочитают не только вино из Франции, Италии, Испании, Германии, Абхазии, Грузии. Отечественное занимает половину рынка. Виски — конечно, шотландское, а также ирландское и американское. Популярность также набирают локальные производители. Вырос спрос на отечественный сидр: с января рост составил 71%, иностранные производители потеряли 36%.
«Вина продают около 600 миллионов литров в год, игристых напитков — более 200, сидра — менее 60», — уточнил Дробиз.