Тула известна амбициозными и крупными туристическими проектами: чего стоит только Казанская набережная и настоящий музейный квартал в центре города. Однако на каждый реализованный проект приходится несколько замерших. О причинах таких неприятных ситуаций можно рассуждать долго: недобросовестный подрядчик, иссякшее финансирование, сложная экономическая ситуация. «Тульская пресса» вспомнила пять амбициозных проектов, которые пока не реализованы (некоторые заморожены, кажется «намертво», другие потихоньку приходят в движение). Мы не утверждаем, что какой-то из них так и останется на стадии идеи, напротив, надеемся, что каждый в свое время воплотится в жизнь и будет радовать жителей региона.
«Диснейленд» в «Золотом городе»
В далеком 2018 году туляков приятно удивила новость о планах по строительству настоящего «Диснейленда» на территории региона. Заявление о самых высоких в Европе американских горках сделал председатель совета директоров Группы компании «Стройпрогресс» Альберт Джуссоев. На тот момент организация занималась строительством парка развлечений на территории комплекса «Золотой город». На встрече с губернатором Тульской области Джуссоев рассказал о фестивале европейского уровня «Среднерусская возвышенность» (перестал проводиться с 2019 года), открытии детского миниленда мирового масштаба, «Диснейленда», парке динозавров и экстремальных аттракционов.
Альберт Джуссоев
Полноценно удалось реализовать только проект парка динозавров, прозванного в народе «парком заброшенных гигантов»: фигуры трицератопсов, тиранозавров, бронтозавров одиноко стоят в поле. Многие тревел-блогеры выбирали эту территорию для создания необычного контента.
На момент публикации на сайте «Золотого города» можно найти информацию только о «Динопарке». Новость о появлении тульского «Диснейленда» мы бы точно не пропустили.
«Тульская Ривьера»
Этот проект давно окрестили утопией: идея сити-парка на Осиновой Горе была представлена в 2007 году, тогда ориентировочная цена строительства «города в городе» оценивалась в 1,6 млрд евро без учета коммуникаций и инфраструктуры. Проект предполагал строительство ритейл-парка, высотных офисного и делового центров, гостиничного городка, водоема, выставочного комплекса, гольф-клаба, парка развлечений, дворца спорта, ледового дворца, аквапарка, четырех жилых микрорайонов, набережной с пляжем, школ и детских садов.
Презентационные слоганы «Тульской Ривьеры» были под стать проекту:
«Данный проект готов поразить ваше воображение своим благостным внешним видом и невероятным местонахождением, и совпадением нескольких факторов, формирующим позитивный взгляд на вероятный выбор вашего будущего жилища. Близость крупных сетевых магазинов, автоматически решает вопрос с постоянным посещением города — все самое необходимое располагается в нескольких сотнях метров от вашего дома и будет доступно в удобное для вас время».
Этот проект также до сих пор не реализован. К счастью, за долгое время, что он был заморожен, в Туле уже появились и Ледовый дворец, и спортивная арена, и новые жилые комплексы.
Сквер на Союзной улице
В 2021 году стало известно о планах ревитализации центра Тулы, в частности, Союзной улице. Ранее на участке площадью 3,5 тыс. кв. метров стояли ветхие дома и бесхозные постройки. Их снесли, мусор вывезли, образовалась свободная площадка. На пустыре решили обустроить полноценный сквер — небольшой, но важный для исторического центра.
На участке должны были разместить зону рекреации для отдыха и творческого досуга. В том числе, предполагалось обустроить литературную гостиную. Разработка документации проходила в 2021 года, тогда же сообщалось о скором старте реализации.
К лету 2023 года на месте снесенных бараков находится все тот же пустырь.
Кировский сквер
Если мы говорим о скверах, нельзя не упомянуть многострадальный Кировский в Пролетарском районе. О благоустройстве этого пространства заговорили еще в 2018 году: тогда проект утверждали вместе с жителями, а завершить первый этап работ тогда еще глава администрации Тулы Евгений Авилов обещал до 1 ноября 2019 года (в отставку он ушел раньше).
Первым этапом демонтировали старую плитку, ликвидировали аварийные деревья и высадили новые, установили новое уличное освещение — на работы выделили порядка 45 млн рублей. Второй этап должны были реализовать в 2020 году, но планам администрации помешала пандемия, и благоустройство сквера перенесли на 2023 год. Все это время жители сообщали, что благоустроенная часть постепенно приходит в запустение.
В этом году был представлен крупный и амбициозный проект, призванный преобразить пространство. Там должны появиться:
- детские и спортивные площадки для разного возраста;
- сцена для проведения различных мероприятий;
- малые архитектурные формы с морской тематикой, туалет;
- каскад фонтанов из трех чаш с подсветкой;
- архитектурный объект — корабль с алыми парусами.
Отметим, что по фонтанному комплексу нужно дополнительное проектное решение — провести работы нужно провести до 1 августа, чтобы понимать техническую и финансовую сторону вопроса, т.к. фонтан сложная конструкция. Само благоустройство сквера планируют начать с наступлением строительного сезона 2024 года.
Велохайвей
Теперь этот проект называется веломаршрут «Лев Толстой». О велодорожке протяженностью 18,5 километров говорят с 2021 года. «Лев Толстой» предполагалось проложить от главной площади Тулы по проспекту Ленина, Орловскому шоссе, через Косую Гору и Малиновую засеку и завершится на территории Ясной Поляны. Первые вопросы к веломаршруту появились в прошлом году — дорожка не вписывалась в проект этапу озеленения проспекта Ленина, где сначала планировали установить, а потом установили деревья в модулях. Таким образом, общественности показалось, что места для велодорожки на участке проспекта от Советской до Каминского не осталось. Туляков успокоили — ширина тротуара в этом месте позволяет проектировать дорожку между модулями и фасадами зданий.
Однако до Ясной Поляны еще около 18 километров, и разместить велодорожки можно не везде: маршрут проходит по лесоохранным территориям, через плотную городскую застройку. Эксперты отмечали, что проект затратный — и с точки зрения финансов, и с точки зрения ресурсов.
Так или иначе, за три года для реализации веломаршрута смогли:
- разработать концепцию и провести топографическую съемку по обеим сторонам проспекта Ленина от Советской до Агеева и выполнить детальный проект фрагмента этого участка;
- разработать брендбук;
- определить первый этап — маршрут от Центрального до Платоновского парка, рассчитать его стоимость и собрать детальный проект этого фрагмента;
- разработать трассировку фрагмента от Агеева до Платоновского парка с учетом проекта проспекта Ленина;
- частично сделать топографическую съемку нечетной стороны проспекта от Рязанской до Генерала Маргелова;
- подобрать возможных производителей и поставщиков;
- разработать проект навигационных элементов.
Строительство планировали начать как раз в 2023 году и закончить работы к 2026 году. Суждено ли планам сбыться с учетом того, что половина строительного сезона 2023 года уже вышла — вопрос.