Есть дети, которые не встраиваются в жизнь родителей. Выпадают из нее, как лишнее звено. Помочь этим малюткам пытаются еще в роддомах, когда матери ставят подпись под отказом.
Пустой холл в роддоме Тульской области. Взрослый высокий мужчина, держит ребенка и начинает плакать. Это была благополучная семья. Хорошее финансовое положение, зарабатывали и муж, и жена. Свой дом. У каждого — второй брак. Люди не юные — у них уже были свои дети и общий ребенок лет семи-восьми. И тут у женщины случилась беременность, которую она не смогла вовремя прервать. И все 9 месяцев муж настоятельно — до скандалов — требовал отказаться от ребенка. Всю беременность она вынашивала с категоричной мыслью, что ей малыш не нужен.
Светлана Белоусова, тульский клинический психолог, настояла в разговоре с матерью: «Посмотрите на него, подержите!». Получилось. Мать уже готова была разводиться, но ребенка оставить.
«Приехал муж, взрослый мужчина, — рассказывает Светлана. — Я вышла с ребенком к нему в холл. Сказала: «Это ваша дочь, вы хотите от нее отказаться. Посмотрите на нее, как она на вас похожа». У него задрожали руки. Девочка заплакала, и я предложила мужчине взять её на руки. И вдруг он тоже начинает плакать. Я поняла, что малышку надо у него забрать, потому что эмоции у отца зашкаливали. Он отошел к окну, успокоился. После этого сказал: «Извините, пожалуйста, никаких разговоров нет — ребенка мы забираем». Жена вышла абсолютно счастливая. Он быстро уехал и привез одежду для малышки. Сказал, что не будут ждать до завтра — забирают девочку сейчас».
И таких историй достаточно. В Тульской области в 2022 году шесть женщин после родов отказались от детей сразу в роддоме. В этом году — уже девять матерей. Каждой из них была дана возможность передумать — даже после написания отказа — но этого не произошло.
Нельзя спрогнозировать, какой возраст является наиболее рискованным для отказа от новорожденного. Такие случаи в Тульской области происходят как с молодыми, так и уже зрелыми женщинами. Среди девяти матерей, которые решили оставить детей в этом году, были как несовершеннолетние, так и взрослые. Это тулячки 16-и, 17-и, 18-и, 29-и лет, 31-го года, 32-х, 34-х, 35-и и 37-и лет.
Чаще всего решающим становится финансовый фактор и социальное состояние семьи.
Где-то в семье лучше, чем если выгонят на улицу
Женщина была не браке. В Тульскую область переехала недавно, познакомилась с мужчиной. Узнала, что беременна. Планировала сделать аборт, но срок беременности был уже большой.
«Она хотела отказаться от этого ребенка, — рассказывает Светлана. — Брак у них был не зарегистрирован. Отец ребенка приехал в роддом вместе со своей мамой и тетей. Ко мне в кабинет под конец рабочего дня они забежали в шапках на боку. Мужчина сказал, что это его дочь, пожилая женщина сказала, что это ее внучка. Всей семьей уговаривали ее оставить ребенка.
В итоге ситуация закончилась хорошо. Они выписались домой, через какое-то время зарегистрировали брак. Мы поддерживали отношения еще в течение года-полутора.
Почему она хотела отказаться от ребенка? Позднее мама ребенка мне рассказала, что на момент родов у нее не было постоянной регистрации, брак не был зарегистрирован. Она боялась, что если отец ребенка ее оставит, ей будет некуда пойти. А мужчина не знал, как ей доказать, что на него можно положиться».
«Он кричал, хлопал мне по столу»
«Ко мне приходила семья, где муж настаивал на прерывании беременности. А женщина не хотела этого. Она просто сидела и тихо плакала. А отец кричал, хлопал по столу. Но так как это решение в любом случае принимает женщина — и принимает не у меня в кабинете — они ушли.
Ситуация забылась, прошло года полтора-два. Я гуляла в парке. Ко мне подошел мужчина с маленькой девочкой, спросил, помню ли я его. Я говорю, что лицо знакомое, наверное, где-то виделись. И он мне напомнил. Показывает на свою дочь и говорит: «Это только благодаря вам. Я вас часто вспоминаю». Мы оба расплакались…».
Конечно, здоровых новорожденных сразу же забирают приемные семьи — сейчас в регионе есть целая очередь из бездетных пар, которые годами ждут появления ребенка. Однако далеко не каждый готов взять малыша, имеющего проблемы со здоровьем. Таких детей отправляют в дом малютки, откуда в детский дом или специализированный интернат.
Почему матери готовы отдать ребенка в неизвестность? Как отговорить их? И можно ли — отговаривать? «Тульская пресса» разобралась в этом вопросе вместе со специалистами перинатального центра и органов опеки.
Клинический психолог, заведующая кабинета помощи беременным женщинам Светлана Белоусова уже 28 лет работает в сфере абортов и отказов от детей. В ее карьере были самые разные случаи, а своим профессиональным взглядом она может с первых минут общения с женщиной понять, есть ли шанс уговорить ее оставить ребенка.
«Отказ они чаще всего объясняют нежеланием иметь ребенка, тем, что они не успели своевременно сделать аборт, потому что поздно узнали о беременности. Некоторые женщины боятся аборта — решают родить и потом отказаться от малыша. Первое, что они говорят: «Я не хочу». А что за этим стоит — разбираем во время беседы», — рассказала специалист.
Часто женщины мотивируют нежелание воспитывать родного ребенка бытовыми факторами: финансовым неблагополучием, отсутствием жилья, обидой на бросившего ее мужчину, наличием серьезных заболеваний вроде ВИЧ-инфекции, а также алкогольной или наркотической зависимостями. Чаще всего отказываются от детей женщины, которых относят в группе социально неблагополучных.
«Они не рассматривают ребенка как живого человека. Это какой-то факт, который мешает жизни», — рассказывает Светлана.
Однако это не единственная причина, по которой мать может оставить своего ребенка. Проблема может быть гораздо глубже, и равнять всех матерей под эту «гребенку» не стоит. Мы попытались разобраться лишь в некоторых случаях, однако жизненные ситуации бывают разными, как и проблемы женщин.
Семья не принимает «аномального» ребенка
Даже у самой благополучной мамы может родиться больной малыш. Это может быть как генетическое заболевание, так и серьезные острые проблемы со здоровьем, которые потребуют от матери долгого нахождения вместе с ребенком в больнице.
«Был случай, когда проблемы у ребеночка были с костями. Визуально стопы были деформированы, ножки были короткие. Такого ребенка семья не принимала. Но сразу хочу сказать — это единичные случаи, когда благополучная семья отказывается от больного малыша», — рассказывает клинический психолог.
Но как же получается, что женщина узнает о болезни ребенка только после родов? Ведь, наверное, каждый знает про скрининг во время беременности, способный показать основные риски. Происходят ситуации — в малом числе процентов — когда женщина, даже пройдя через все процедуры, рожает ребенка с заболеванием, которое просто нельзя было диагностировать. Кроме того, когда у врача есть сомнения после проведения скрининга, женщине предлагается пройти дополнительные обследования. И в этот момент многие отказываются.
Послеродовая депрессия
Причиной отказа от ребенка может стать и психологическое состояние мамы. Одна из таких аномалий — послеродовая депрессия. Однако ее развитие можно предсказать еще на начальных этапах. Сейчас все беременные женщины, которых ставят на учет, должны пройти троих специалистов: юриста, социального работника и психолога. Они расскажут о социальной поддержке, льготах, узнают о благополучии семьи, о близких родственниках. Все это необходимо для диагностики ситуации и возможной помощи семье. Именно на этом этапе психолог может спрогнозировать развитие в будущем послеродовой депрессии.
«Если я вижу, что есть такие риски в будущем, я таких женщин беру на контроль и предлагаю прийти ко мне в последние недели беременности, чтобы отследить динамику ее состояния. Даю ей свои данные и информацию: что с ней может быть, что ей делать с этим и куда она может прийти, если у нее возникнет состояние, которое будет ее огорчать», — отмечает Светлана.
Симптомы послеродовой депрессии или просто аномальное поведение женщины могут заметить и родственники дома. Лучшим исходом в такой ситуации станет обращение к специалисту: психологу, психотерапевту или психиатру. Он сможет увидеть картину полностью и понять, какая помощь требуется женщине.
«Если у нас в послеродовых отделениях персонал замечает странное поведение у женщины, то приглашают в первую очередь меня как психолога. Помочь женщине можно в любых ситуациях, если только она не одна дома, и никто этого не видит», — рассказывает специалист.
В случае своевременного оказания помощи женщине можно избежать ситуации, в которой произойдет отказ от ребенка. После необходимого лечения мама может принять здравое решение — и как правило, это решение забрать малыша домой.
Слишком юные мамы
Нередки и случаи, когда рожать приходят несовершеннолетние девушки. Например, в 2022 году во всей Тульской области было 92 таких эпизода. Бывает и такое, что они идут на отказ от ребенка. Существует тенденция на то, что отказ спровоцирован родителями юной мамы.
«Чаще всего не настроена бабушка будущего ребенка. Очень сложно работать с такими семьями. Это травма многогранная — задета судьба самой несовершеннолетней девочки и ее ребенка. Травмируется психика родителей беременной девочки. По прогнозам, если они все-таки настаивают на отказе, мама с папой разводятся в будущем. Таких семей немного, но через какое-то время я узнавала, что они в итоге разошлись. История семьи может сложиться по-разному. И иногда это обсуждают только спустя годы», — отмечает психолог.
Многодетные отказницы
Звучит невероятно, но бывают и случаи, когда от ребенка хотела отказаться мама, у которой уже есть дети — и не один. В карьере Светланы Белоусовой такие случаи тоже бывали, но ни одна из таких матерей в результате ребенка не оставила.
«Это в первую очередь страх: что не справится, что не хватит денег, что не сможет ребенку что-то дать, что будут обделены старшие дети, что она не сможет пойти на работу. Страх очень многогранный. Но, как правило, одна-две беседы с женщиной, и мы все эти вопросы разрешаем», — рассказывает психолог.
Как в Тульской области помогают матерям с детьми?
О том, какая поддержка в Тульской области предлагается новоиспеченным матерям с детьми, «Тульской прессе» рассказали в региональном министерстве труда и социальной защиты населения.
Первый сигнал о том, что женщина решила отказаться от ребенка, получает сотрудник учреждения здравоохранения. В этом случае с женщиной встречается психолог роддома.
«Я пытаюсь выяснить причину, почему она так хочет поступить. Со всем можно справиться: когда есть обиды на мужчину, когда не хватает денег, когда негде жить», — уверена Светлана Белоусова.
В зависимости от того, какова причина предполагаемого отказа, к работе подключаются либо юрисконсульт, либо специалист по работе с семьей. Юрисконсульт помогает, если женщина не имеет гражданства РФ, если у нее отсутствуют документы, или она несколько раз была лишена или ограничена в родительских правах. После первичной консультации со специалистами учреждения женщина принимает для себя решение — оставить или нет новорожденного. Если мать решает сохранить ребенка в кровной семье, она принимается на социальное сопровождение в учреждение, где за ней закрепляется куратор, который сопровождает ее до момента выхода из трудной жизненной ситуации.
«Мы привлекаем благотворительные организации, которые привозят нам детские вещи на выписку. Потому что когда мама понимала, что она откажется от ребенка, она ничего не подготавливала. В дальнейшем за мамой наблюдают органы опеки», — добавляет психолог перинатального центра.
Если у женщины с ребенком есть жилищные проблемы, либо она оказалась в ситуации домашнего насилия, ей предоставят временное жилье в стационарном отделении социальной реабилитации женщин и детей в Туле. Оно рассчитано на 42 места: под патронажем одновременно могут находиться 26 взрослых и 16 несовершеннолетних детей. Женщину обеспечат продуктами питания, предметами гигиены, помогут оформить меры социальной поддержки и разрешить вопросы по улучшению жилищных условий. С мамами и детьми работают психологи и педагоги, которые помогут наладить детско-родительские отношения с ребенком, построить перспективы личностного роста и развития.
Что ждет мать после попытки отказаться от ребенка?
Если мать передумала и решила оставить ребенка, перед ней возникает еще один страх — органы опеки. Однако страх этот не оправдан и является скорее предубеждением:
«Передается в органы опеки именно то, что может понести риск для ребенка — его здоровья и жизни. Если это какой-то бытовой случай (например, женщина у нас себя странно повела, поскандалила), и я, как психолог, не вижу здесь рисков, в органы опеки мы сообщать не будем. В целом это контролирующее ведомство. Они настроены на то, чтобы помогать женщине и оставить ребенка в семье. Потому что никто ребенку не заменит родную маму».
Кроме соцзащиты ситуацию контролируют также Семейный МФЦ «Мой семейный центр» и Комиссия по делам несовершеннолетних. Специалисты сопровождают маму в течение первых полутора лет жизни ребенка: помогают в оформлении социальных выплат, уходе за малышом, адаптации к своей новой социальной роли. В ряде случаев сотрудники «Моего семейного центра» работают с такими семьями до исполнения ребенку 3-х лет.
Женщины в сложном социальном положении могут обратиться на горячую линию «Моего семейного центра» по номеру 129. Она работает с 08:00 до 20:00. Звонок бесплатный. Там можно получить консультацию по правовым вопросам, вопросам семейного и жилищного права и психологическую помощь.