Первый Кассационный суд общей юрисдикции рассмотрел жалобу прокуратуры и министерства Тульской области по контролю и профилактике коррупционных нарушений на решение Киреевского районного и Тульского областного судов. Ведомствам отказали в обращении в доход РФ имущества бывшей чиновницы, в отношении которого якобы не предоставлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
Эта история берет свое начало в 2017 году. Тогда в администрацию Киреевского района на должность консультанта отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям, мобилизационной подготовке и охране окружающей среды пришел новый человек. С этого момента женщина, являясь госслужащим, должна была предоставлять сведения о доходах, расходах и имуществе своей семьи.
В декларации за 2020 год чиновница указала, что потратила 6 969 000 рублей. На эти деньги она приобрела несколько участков и жилых домов, а также автомобиль Chevrolet 2007 года выпуска. Ее супруг купил котельную и несколько прицепов к автомобилю, так что общая сумма расходов семьи выросла до 7 044 000 рублей.
После проверки достоверности предоставленных данных выяснилось, что общая сумма дохода чиновницы и ее мужа за пять лет (с 2017 по 2022 годы) составила всего 2 096 738,68 рубля. При этом накоплений в банках у туляков не было. Нашли только исполнительные производства, возбужденные из-за долгов по кредитам. Это и навело на мысль, что у супругов не могло быть денег для покупки машины, участков и домов. В итоге специалисты не досчитались 4 947 261,32 рубля.
Сами супруги пояснили, что у них была финансовая возможность купить имущество. Так, с 2013 года с чиновницей жила ее престарелая свекровь (женщина переехала из-за ухудшения здоровья). С этого момента у них был общий бюджет. Они имели официально оформленное КФХ — выращивали растения, крупный рогатый скот, овец, птицу, кроликов и т.д. В 2019 году после ликвидации КФХ семья продолжила вести подсобное хозяйство. Для обеспечения семьи выращивался скот, а излишки продавались.
Также свекровь тулячки получила 866 442,80 рубля по итогам рассмотрения иска к региональному Минтруду. Она же получила пенсию и надбавки. Дополнительный доход также пришел от продажи земельного участка и аренды жилого помещения. После подсчета выяснилось, что общий доход семьи за пять лет составил 9 626 616,48 рубля.
Однако истец (в лице Киреевского межрайонного прокурора) посчитал, что по некоторым доходам подтверждения не предоставили. Поэтому потребовал прекратить право собственности на автомобиль, котельную и прицепы и взыскать 6 770 000 рублей в качестве эквивалента стоимости уже отчужденного имущества.
В суде во время рассмотрения дела пересчитали доходы чиновницы и ее семьи еще раз. Получилось даже больше — 14 609 848,12 рубля. Поэтому было принято решение в удовлетворении требований отказать. Тульский областной суд оставил его без изменения.
К аналогичному выводу пришли и в Кассационном суде, посчитав, что изначальное решение было принято верно. Отметим, что чиновница успела уволиться за время судебных тяжб. Она написала заявление по собственному желанию и с 6 мая прошлого года в администрации не работает.