В тульском правительстве рассказали о судьбе памятников архитектуры

04.11.2023 07:30
В Тульской области насчитывается больше 4000 памятников архитектуры

В последние годы тульские власти все больше внимания уделяют сохранению исторического наследия. Были восстановлены дома на улице Металлистов — теперь это Музейный квартал, новую жизнь приобрели дворянские усадьбы в районных центрах, появляется все больше охранных зон. В интервью «Тульской прессе» начальник инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия Дмитрий Бойченко рассказал об основных направлениях в работе ведомства, прокомментировал резонансные инциденты с порчей исторического наследия и коснулся актуальной темы использования памятников архитектуры в интересах бизнеса.

В Тульской области почти 5000 объектов культурного наследия. Дмитрий Владимирович, как считаете, есть у нас что-то, что еще нужно защищать?

Немного скорректирую — в нашем регионе порядка 4000 объектов культурного наследия, причем эта цифра ежегодно растет. В 2023 году выявлено еще 19 объектов, среди них — ряд памятников усадьбы Дворяниново в Заокском районе.

Потенциал области по выявлению новых объектов не исчерпан — это касается как памятников истории и архитектуры, так и объектов археологии. Сведения о последних предоставляются по итогам археологических экспедиций.

Самая богатая на памятники в области Тула. А после нее?

В каждом районе Тульской области есть объекты культурного наследия. Действительно, в Туле их больше всего. Следующими идут Белевский район и сам город Белев: здесь насчитывается 87 объектов федерального и регионального значения. Среди них, к примеру, Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря XVII — XVIII вв., Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря XIX в., братские захоронения периода Великой Отечественной войны.

Кстати, город Белев и село Крапивна Щекинского района имеют статус исторического поселения федерального значения.

Много объектов культурного значения находится в Щекинском, Ефремовском, Заокском, Чернском, Суворовском районах. Полный их перечень есть на сайте инспекции. Здесь есть фотографии и описание каждого памятника.

Чтобы получить статус объекта культурного наследия, дом или памятник должен набрать определенное количество баллов – иначе в получении статуса отказывают. Сколько заявок, полученных инспекцией, получают одобрение, а сколько – отказ?

Заявления о выявлении объектов культурного наследия рассматриваются нами в рамках законодательства.

В 2023 году в адрес инспекции поступило 13 заявлений о включении в список выявленных объектов культурного наследия. По 4 объектам были приняты положительные решения, остальные находятся на рассмотрении. Отказов пока не было.

Инспекция подает в суды на собственников, не выполняющих меры по сохранению объектов культурного наследия – практика в Тульской области достаточно распространенная. Почти всегда суды встают на сторону инспекции: сколько ответчиков по итогу исполняют решение суда, а сколько – продолжают игнорировать? Какие шаги предпринимает инспекция, если решение суда не исполнено? Сколько по времени могут длиться судебные разбирательства?

В соответствии с законодательством (п.6 ч.6 ст.11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») сотрудники инспекции могут подать в суды исковые заявления о понуждении собственников исполнить обязательства по сохранению объектов культурного наследия.

С 2020 по 2023 года инспекция направила 19 исковых заявлений. По 13 — требования инспекции были удовлетворены в полном объеме, 6 — находятся на рассмотрении.

Если судебное решение не исполняется, то инспекция обращается к судебным приставам, которые взыскивает исполнительский сбор и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Туляков уже не один год волнует судьба «Дома Страхова» на улице Свободы. Еще в 2017 году его выкупила московская компания ООО «Рентал-Ф», но к реставрации новый собственник до сих пор не приступил. То же самое происходит с «Домом, в котором в 1901 году жил писатель Вересаев Викентий Викентьевич, высланный под надзором полиции» на улице Октябрьской.

Что ждет эти памятники архитектуры в будущем? Есть ли планы по отчуждению их в муниципальную собственность?

По решению Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2023 года собственник — ООО «Рентал Ф» — обязан провести работы по сохранению «Дома Страхова», в том числе по консервации и реставрации. Выполнить их собственник должен до января 2025 года.

Помещения в «Доме, в котором в 1901 г. жил писатель Вересаев Викентий Викентьевич, высланный в Тулу под надзор полиции» на улице Октябрьской находятся в собственности у физических лиц. На них возложена обязанность по содержанию объекта культурного наследия. Но существует риск утраты, поэтому инспекция направила обращение в правоохранительные органы.

Будут ли отчуждать объекты в муниципальную собственность, нам неизвестно.

Насколько действенны штрафы и предписания? Как часто инспекции приходится грозить крайними мерами?

Иногда правообладатели не поддерживают свой объект в надлежащем состоянии не потому что не хотят: в силу разных причин у них просто нет такой возможности. В подобных случаях штраф или предписание не будут действенной мерой. Инспекция расширила практику обращения в суды с требованиями о понуждении к проведению работ по сохранению, а также об изъятии таких объектов.

Закон предусматривает ответственность за нарушения в этой сфере вплоть до уголовной.

В Тульской области есть механизм, по которому историческое здание сдается в аренду за минимальную сумму с условием реконструкции. Насколько успешна данная практика, сколько объектов было сдано в аренду за последние годы и выполняют ли условия арендодатели?

Понятие «реконструкция» в данном случае не совсем корректно – в законодательстве об объектах культурного наследия оно не используется. Мы говорим об обязательствах арендатора перед арендодателем по выполнению требований, предусмотренных охранным обязательством, а именно требований о проведении ремонтно-реставрационных работ, с возможностью приспособления для современного использования.

В Тульской области существует практика предоставления объектов культурного наследия (находящихся в неудовлетворительном состоянии) в аренду по конкурсу на льготных условиях. Информацию о таких сделках может предоставить министерство имущественных и земельных отношений Тульской области либо администрации муниципальных образований.

Сложно ли получить в аренду памятник архитектуры? Может, к арендаторам есть особые требования?

Прежде всего арендатор должен соблюдать требования законодательства и выполнять свои обязательства. В свою очередь, уполномоченные органы должны способствовать предоставлению в аренду памятников архитектуры.

Что делать, если арендатор (или уже собственник) проводит реставрационные работы, но результат оказывается не соответствующим ожиданиям?

Проведение реставрационных работ строго регламентировано.

Во-первых, проектную документацию необходимо согласовать в инспекции. Во-вторых, подрядная организация должна иметь лицензию Минкультуры России. В-третьих, во время реставрации должен осуществляться авторский надзор и научное руководство.

Если недостатки все-таки выявляются, собственник или подрядчик (при наличии действующего разрешения) обязаны их устранить в соответствии с предписаниями или в судебном порядке. Также нарушители могут быть привлечены к ответственности.

Насколько вообще соответствуют столетние здания современным требованиям?

Каждый случай индивидуален. Соответствие современным требованиям или специальным техническим условиям обеспечивается при реализации проектов приспособления для современного использования объектов, подлежащих историко-культурной экспертизе. В случае, если при проведении работ затрагиваются характеристики надежности и безопасности здания, то проектная документация проходит также государственную строительную экспертизу.

Существует ли перечень, для чего конкретно можно использовать отреставрированный объект, или арендаторы свободны в этом?

Ограничения на виды использования, которые могут нанести вред объекту культурного наследия, зафиксированы в законе «Об объектах культурного наследия…». К примеру, в таких объектах нельзя располагать склады огнеопасных материалов, лаборатории с неблагоприятным температурно-влажностным режимом и др. В остальном варианты использования могут быть ограничены только в силу исторической специфики объекта при установлении предмета охраны. Возможна разработка проектов приспособления для современных нужд, в том числе перевод жилых помещений в нежилые и наоборот.

Многие сетуют на то, что памятники архитектуры не представляют коммерческого интереса. Сложно ли привлечь бизнес к сохранению наследия? Как сохранять объекты культурного наследия, если они не смогут заработать

Экономическая привлекательность объектов культурного наследия оценивается также, как и в случае с другими любыми другими объектами недвижимости. Принципиально важное значение имеют местоположение и состояние зданий. Например, очевидно, что объекты в Туле будут более востребованы, чем аналогичные в других районах. На инвестиционную привлекательность влияет состояние зданий – чем больше износ, тем больше вложений потребуется от инвестора.

Но даже ветхий объект вдали от областной столицы можно приспособить под ведение бизнеса. Более того, историко-культурный потенциал памятника может стать стержнем для уникальной и самобытной бизнес-концепции. Его просто нужно правильно подать, и тогда старое здание может получить новую жизнь, став уютной гостиницей, кафе или музеем, точкой притяжения для местных жителей и туристов. Конечно, для этого требуются разработка и согласование соответствующей проектной документации.

Такой бизнес приобретает социально ответственный характер. И у нас есть инвесторы, которые считают важным сохранение культурного наследия.

Три года назад на улице Бундурина пожар практически уничтожил объект ОКН «Доходный дом Б.И. Гольденблата». Он находится в собственности муниципального образования, и после пожара именно администрация должна провести противоаварийные работы. Следит ли за выполнением этих работ инспекция, на какой они стадии сейчас и что ждет здание в будущем?

В 2023 году по инициативе инспекции и на основании государственной историко-культурной экспертизы «Доходный дом Б.И. Гольденблата» был признан объектом культурного наследия регионального значения. Тогда же был оформлен акт технического состояния, сейчас оформляется охранное обязательство с установлением сроков ремонтно-реставрационных работ.

По информации городской администрации, рассматривается вопрос о продаже здания в рамках приватизации.

При реставрации Тульского театра кукол в здании обрушилась стена. Была ли ошибка в проектной документации либо это банальная человеческая безответственность? Часто ли инспекция сталкивается с подобным при реставрации памятников архитектуры?

Научно-проектную документацию на реставрацию разрабатывало ООО «Центр реставрации», имеющее лицензию Министерства культуры России. Документация получила положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и была согласована инспекцией в 2020 году.

А вот стена обрушилась из-за того, что подрядная организация проводила работы, не предусмотренные проектной документацией. В связи с этим правоохранительные органы принимают меры. Но отмечу, что ранее подобных фактов не случалось.

Плачевное состояние Ломовских ворот в Денисовском переулке стали отмечать еще в начале прошлого столетия, но разговоры о их восстановлении не прекращаются до сих пор. Три года назад стало известно, что существует утвержденный проект реставрации, но подрядчик почему-то работы не начал. Что случилось?

Объект культурного наследия федерального значения «Дом Демидовых с воротами», они же — Ломовские ворота, находится в собственности города, и на праве постоянного пользования передан центру развития и научно-технического творчества детей и юношества.

Действительно, 21 мая 2021 года правообладателю объекта культурного наследия было предписано отреставрировать каменные ворота соответствии с проектной документацией. Но до сих пор это предписание не выполнено, поэтому инспекция объявила ему предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Выделено ли финансирование на реставрацию мы, к сожалению, не знаем.

Еще одни знаменитые ворота в Туле – в усадьбе Ливенцевых. Их «законсервировали» в конце 2020 года. Будут ли их реставрировать, и когда туляки увидят их снова?

В 2020 году, чтобы предотвратить разрушение объекта культурного наследия «Ворота с оградой, Усадьба И.В. Ливенцова XVIII в.», была проведена их консервация. Она же включала в себя противоаварийные работы по защите от внешнего воздействия.

О своих планах по реставрации ворот Ливенцевых от администрации Тулы к нам не поступало.

Сейчас активно обсуждается строительство жилых домов на месте Центрального рынка, многие называют точечную застройку в Туле проблемой. Как считаете, насколько уместны современные строения среди исторической застройки?

Практически вся Тула — это зона охраны объектов культурного наследия. Это позволяет сохранять объекты в их градостроительной и природной среде. Территория Центрального рынка также находится в границах установленных зон, поэтому ее застройка регламентирована в том числе по параметру высотности.

Подчеркну, что концепция строительства многоквартирных домов на территории Центрального рынка не носит характер точечной застройки.

Все новые объекты капитального строительства выносятся на рассмотрение рабочей группы Градостроительного земельного совета Тульской области. В ней на постоянной основе участвуют представители архитектурного сообщества. Инспекция по государственной охране объектов также принимает активное участие в ее работе. Наша ключевая задача – обеспечить соблюдение требований зон охраны.

Все объекты рассматриваются с точки зрения архитектурного облика проектируемых зданий, их взаимосвязи с градостроительной средой, обеспеченности инфраструктурой.

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации