Востребованный специалист, который в 2024 году хочет найти для себя хорошую работу, должен уже сейчас оценить, насколько он походит для современного рынка труда и как можно усовершенствоваться. Конечно, речь идет не о внешних данных или конкретных чертах характера, а о навыках — специалисты называют их Soft Skills. «Тульская пресса» обратилась к экспертам в сфере HR, чтобы узнать, какими характеристиками нужно обладать в 2024 году, чтобы найти достойную работу. Некоторые специалисты делят такие черты на две категории: рабочие навыки и личные качества.
Рабочие навыки
Абсолютно все специалисты сходятся в одном — с каждым годом все более актуальной становится цифровая грамотность. Если раньше работодатели при поиске человека указывали в вакансии просто «владение ПК», то сейчас от кандидата требуется немного больше.
«Соискатели должны в совершенстве владеть цифровыми технологиями и быстро адаптироваться к новым программам и платформам. Уверенное владение ПК, смартфонами, офисными и отраслевыми программами, умение разбираться в цифровых новинках — это минимальные требования для любой вакансии. Например, знание MS Office, 1С, CRM-систем позволит претендовать на офисные должности. Навыки работы с облачными сервисами, знание базовых аспектов искусственного интеллекта и умение эффективно использовать цифровые инструменты становятся неотъемлемой частью рабочего процесса», — рассказывает Ирина Дунаева, карьерный консультант и психолог.
Пригодится хорошим специалистам и умение грамотно планировать свое время, расставлять приоритеты, соблюдать дедлайны крайне актуально для специалистов всех уровней — от рядовых сотрудников до топ-менеджеров. Это позволяет эффективно выполнять поставленные задачи.
Навыки продаж могут пригодиться не только специалистам, которые занимаются непосредственно этим.
«Этот навык полезен не только менеджеру по продажам, но и сотрудникам внутри компании, чтобы «продавать» свои идеи коллегам и руководству», — отмечает Александр Иванов, генеральный директор агрегатора онлайн-курсов Skill2Go.
Безусловно, способность к обучению и переобучению в условиях часто меняющейся реальности тоже может стать ключевым навыком при устройстве на работу.
«Способность к активному обучению и освоению новой информации, а также умение применять полученные знания уже на практике. Такие люди в штате позволяют компании быть более конкурентоспособной. Современному специалисту необходимо постоянно учиться и уметь самому организовывать процесс обучения (особенно во время прохождения онлайн-курсов), а также использовать разные методы и источники, при этом обладать гибкостью и скоростью мышления, чтобы переключаться с одного вида информации на другой, и не терять в качестве и объеме полученных знаний», — рассказывает руководитель отдела персонала компании «Перформия» Олеся Шабаева.
Пресловутая коммуникабельность, которая долгие годы не покидает большую часть объявлений по вакансиям тоже по сей день остается важной. Умение коммуницировать внутри команды или с клиентами компании является важной характеристикой уже давно. Повальное увлечение соцсетями приводят к упрощению навыков коммуникации, неумению донести свои мысли, отсутствию навыков выстраивания социальных связей. А между тем человек существо социальное, раньше принятие обществом обеспечивало выживание индивида. А сейчас люди все чаще отгораживаются друг от друга. Часто в офисе можно видеть такую картину: два сотрудника за соседними столами вместо личного общения переписываются по электронной почте, каждый прячется за своим экраном монитора, телефона или планшета. Смотреть другому в глаза, доносить свои мысли и убеждения, оказывать поддержку и помощь — такие простые и такие забытые вещи. А между тем умение конструктивно общаться в коллективе напрямую влияет на прибыль компании. И если вы станете тем самым звеном, которое сможет объединить два враждующих отдела, сможете встроить их в единую систему коммуникаций, то выиграют все. Об этом рассказывает бизнес-консультант Лилия Горленко.
Вовлеченность персонала напрямую влияет на прибыль любой компании, потому что текучка кадров происходит там, где нет вовлеченности персонала. Работодатели будут стремиться искать кандидатов, которые изначально могут быть вовлекаемыми в деятельность компании. Это означает, что такие сотрудники готовы вносить максимальный вклад в ее деятельность и будут стараться расширять свой круг обязанностей. Связана эта потребность в том числе и с гибридным/удаленным форматом работы, из-за которого очень трудно вовлекать сотрудников в корпоративную культуру.
Личные качества
Помимо навыков, которые необходимы вам как специалисту, есть и ряд умений и характеристик, которые говорят о вас как о личности.
Умение объективно оценивать информацию и различные ситуации. Этот навык также тесно связан с постоянными изменениями, которые сейчас происходят. Критическое мышление защищает от ошибок, помогает ставить правильные вопросы, генерировать интересные идеи. Способность аналитически мыслить помогает сделать выводы из полученной информации, провести параллели и принять на их основании оправданные решения. Специалист на любой должности будет сталкиваться с новыми вводными, на основе которых ему необходимо принимать решения.
«Развитый эмоциональный интеллект — это умение считывать эмоции других людей, чувствовать их состояние, уровень энергии и удовлетворенность жизнью. Если вы руководитель, собственник бизнеса или управленец — уровень вашего эмоционального интеллекта напрямую отражается на развитии и доходности бизнеса. Ведь от того, как ваши люди чувствуют себя в коллективе, зависят продажи компании. Этот навык откроет вам многие двери, вы без труда поймёте, когда надо обсуждать острый вопрос, а когда лучше придержать свой язык и промолчать, чтобы вулкан гнева не разрушил офисный мир, оставив пепелище», — подчеркивает Лилия Горленко.
Мягкие навыки или soft skills. Им также как и в 2023 году будет отдаваться предпочтение. Умение коммуницировать внутри команды или с клиентами компании является важной характеристикой уже давно. Большее значение сейчас будет иметь способность учиться и адаптироваться к изменениям. Адаптивный сотрудник может идти в ногу с меняющимися приоритетами компании, проектами, клиентами и технологиями. В постоянно меняющихся реалиях рынка, развитии ИИ и его внедрении в рабочие процессы, такой навык будет все более востребован в самых разных профессиональных сферах.