Начнем мы, конечно, с 1934 года — года, с которого начинается история «Спецавтохозяйства». На месте, где в наше время находится предприятие — на Новомосковском шоссе, тогда располагались конюшни и кузни. За чистые улицы в городах в то время отвечали дворники, а уборка была только ручной: никаких тебе механизированных машин, привычных нашему глазу «поливаек» — только гужевой транспорт, ведра, лопаты и метлы.
Начало ХХ века. Дворники убирают улицу Калужскую (ныне ул. Демонстрации).
Фото из архива Александра Наумова
И сейчас нам сложно представить, как в 1934 году вверх по улице Коммунаров (ныне — проспект Ленина, прим. редакции) ехали телеги, запряженные лошадьми, а в них, вооружившись своими главными инструментами, ехали дворники.
В советское время дворники были надежными стражами чистоты. Именно они вставали с первыми лучами солнца, выходили на улицы и, пока город медленно просыпался, приводили его в порядок. А работы в больших городах у дворников хватало: зимой они убирали от снега еще пустые улицы и тихие дворы, посыпали песком скользкие ледяные тротуары, осенью избавлялись от опавшей листвы, весной — от прошлогоднего мусора, а летом сметали пыль и поливали дороги из шланга.
Дворник середины ХХ века, фотограф Эммануил Евзерихин
Постепенно труд по уборке улиц и дворов стал становиться механизированным. В 60-х годах в городах появились подметальные машины и машины для мойки улиц.
Интересный факт: перед территорией «Спецавтохозяйства» на пьедестале стоит мусоровоз ГАЗ-51, в миру просто — «мусорка». Такие машины ездили по городам в 50-70-х годах, а тульская «мусорка» примечательна еще тем, что за время своей эксплуатации она «откатала» почти миллион километров (для понимания: длина всего проспекта Ленина — чуть больше 7 километров).
Фото из архива САХ
Только вдумайтесь, миллион километров — это 25 раз обогнуть Землю по экватору. Или расстояние от Земли до Луны — туда и обратно!
Время шло, требований к уборке города становилось все больше и больше, стали появляться новые способы и новая техника. На улицах стала появляться техника на базе сельскохозяйственных тракторов, начали выезжать первые комбинированные машины. Ручного труда (хоть он существует и в наше время) становилось все меньше — его заменили на технику.
В 1970-х годах появилось новое поколение поливальных машин, которые были созданы на базе ЗИЛ-130. Они получили название ПМ-130. Фото из архива САХ
Как живой организм, любой город растет — и чтобы следить за его состоянием, нужно расти вместе с ним. И, вот спустя десятилетия, из небольшой организации тульское «Спецавтохозяйство» выросло в большую компанию, в которой трудятся порядка 700 человек. Сейчас это одно из крупнейших современных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства — не только в Туле, но и во всей России.
На сегодняшний день предприятие располагает мощным автопарком современной уборочной, дорожной и специализированной техники, насчитывающей более 230 единиц. Это современная техника по ремонту и содержанию автомобильных дорог, подметально-уборочные и поливо-моечные машины, спецтехника для уборки тротуаров, дорожная техника.
На предприятии имеются свои ремонтные мастерские, котельная, складские и административные помещения.
Работа предприятием выполняется большая и сложная. Если только вдуматься в цифры, то действительно эти показатели очень существенны.
Так за период 2023 года и первый квартал 2024 года:
- вывезено более 250 000 кубометров снега;
- посыпано и обработано дорог и тротуаров на площади более 6 400 000 квадратных метров;
- в зимней период обработано дорог и тротуаров общей площадью более 320 000 тысяч квадратных метров;
- очищено от снега дорожного полотна площадью порядка 199 000 тысяч квадратных метров и протяженностью более 28 400 тысяч километров;
- скошено газонов на площади более 6 200 000 квадратных метров;
- вывезено мусора с проезжей части улиц объемом более 8000 кубометров;
- почищено бордюрного камня общей площадью 385 757 квадратных метров и протяженностью более 482 километров;
- покрашено бордюрного камня общей протяженностью более 150 километров;
- собрано с газонов более 3000 кубометров листвы на площади 2 200 000 тысяч квадратных метров;
- выполнено 5529 квадратных метров ямочного ремонта автомобильных дорог.
Фото из архива САХ
Не дожидаясь первых лучей солнца, сегодня сотрудники «Спецавтохозяйства» — водители, слесари, мастера, диспетчеры, дорожные рабочие — убирают любимый город круглосуточно. Они должны следить за порядком в любую погоду: во время дождя или снежной пурги, при палящем солнце или сильном ветре. И неважно, что порой жители не замечают сам процесс уборки — главное, что они видят результат.
«Юбилей — это не только очередная дата, это очередной этап, повод подвести итоги проделанной работы и поставить перед собой новые долгосрочные задачи. Мы и впредь будем стараться вносить достойный вклад в социально-экономическое развитие города. Задача «Спецавтохозяйства» сделать наш город чище. И мы с этой задачей справляемся достойно. Коллектив нашей организации – это команда профессионалов, которые работают день и ночь, в праздники и выходные», — отметил генеральный директор ООО «Спецавтохозяйство» Владимир Луньков.