Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

Куда катимся? Тула тормозит электросамокаты

Фото: ИА Тульская пресса
В Туле ужесточают использование электросамокатов

С приходом весны оснащенные мотором самокаты можно найти на каждом углу. От «Яндекса» насчитывается почти четыре сотни; не уступает в количестве и другой сервис, представленный в городе — «Whoosh».  Воспользоваться самокатом может любой желающий – достаточно иметь приложение на телефоне и банковскую карточку. И то, и другое сейчас есть даже у ребенка.

Так, 28 марта в Туле на Пролетарской улице 12-летний школьник на электросамокате ехал по тротуару и сбил 11-летнего мальчика. Пострадавшего ребенка осмотрели на месте и отпустили – госпитализация ему, к счастью, не понадобилась.

Пешеходы против самокатов

Мама двоих детей Оксана Воронина такой удачей похвастаться не может. 1 апреля женщина забирала посылку из магазина на Октябрьской улице в Заречье и попала под колеса электросамоката.

«Сначала я вообще не поняла, что происходит. Был шок какой-то ужасный. Только поняла, что лежу на земле. Попыталась встать — не смогла. Была очень сильная боль в плече. Потом поняла, что глаз заливает кровью», — рассказала «Тульской прессе» Оксана.

42-летний мужчина, управлявший самокатом, поступил порядочно – остался на месте происшествия и вызвал «скорую». Оксану сначала отвезли в челюстно-лицевую, потом – в травматологию Ваныкинской больницы. Женщине диагностировали многооскольчатый перелом головки плечевой кости с отрывом бугорка и вывих плечевого сустава. Врачи сразу предложили операцию по сбору всех осколков, чтобы перелом сросся более правильно. Но, к сожалению, от операции пришлось отказаться — совсем недавно Оксана прошла череду сложных операций и не может перенести еще одну анестезию.

«На данный момент кость будет срастаться так, как есть. Рука у меня просто зафиксирована. Врачи не могут сказать, что мы получим на выходе без операции: невозможно предсказать, как срастется кость. Но то, что рука не будет иметь былой подвижности, это точно», — добавила женщина.

Оксана надеется, что ее ситуация привлечет внимание к проблеме пешеходов и электросамокатов, и обе категории горожан научатся уважать интересы и комфорт друг друга.

Тулячка оказалась права: следственное управление СК по Тульской области уже проводит проверку шеринга самокатов. Среди прочего, сотрудники ведомства дадут оценку лицам, ответственным за предоставление самокатов в аренду.

По данным Госавтоинспекции, с начала сезона в Тульской области зарегистрировали уже шесть ДТП с самокатами (в прошлом году за весь сезон насчитали чуть больше 50).

Параллельно в центре Тулы регулярно можно заметить как взрослых, так и подростков, катающихся на самокатах по двое, нарушающих ПДД и пр.

Еще нередко в крупных городах Тульской области можно наткнуться на случаи вандализма:

Пора притормозить

То, что ситуация с электросамокатами обострилась — факт. В пятницу, 5 апреля, по поручению главы администрации в Туле официально ограничили скорость СИМ до 15 км/ч:

  • на проспекте Ленина;
  • на Красноармейском проспекте;
  • на Советской;
  • на Октябрьской;
  • на Ложевой;
  • на Кирова;
  • на Кутузова.

Ранее такие же ограничения были введены в Центральном парке имени Белоусова, в историческом центре Тулы, включая Казанскую набережную, а также в большей части Зареченского района (по крайней мере, сервисом «Whoosh»).

Что из себя представляет ограничение скорости? Оператор (в данном случае «Яндекс Go» или «Whoosh») устанавливает предел для своих самокатов в конкретной зоне. Иными словами, пользователь просто не сможет разогнаться выше 15 км/ч на Советской или Красноармейском проспекте. Т.е. ставить знаки или суровых сотрудников Госавтоинспекции никто в этих локациях не будет.

Как борются с нерадивыми самокатчиками сами сервисы шеринга?

Как сообщили «Тульской прессе» в Яндекс Go, перед первой поездкой в приложении появляется короткая инструкция по правилам дорожного движения и безопасному вождению — например, сервис напоминает, что нельзя вставать на один самокат вдвоём, а на переходе необходимо сойти с самоката и перевести его через дорогу, держа за руль.

«Перед первой поездкой пользователи также соглашаются с условиями оферты сервиса – арендовать самокат Яндекс Go можно с 18 лет. За нарушение правил дорожного движения на самокате в КоАП и ПДД предусмотрены штрафы», — объяснили представители внешней пресс-службы Самокатов Яндекс Go

В компании «Whoosh» на запрос «Тульской прессы» не ответили. Однако сервис официально не одобряет использование «вуш-байков» несовершеннолетними, а также четко прописывает: один самокат — один человек.

Есть ли у самоката будущее в Туле?

При этом принять какие-то строгие законодательные меры, например, взять и запретить такие СИМ в отдельном регионе, нельзя. Тульская областная Дума, по словам депутата Александра Балберова, такими полномочиями не наделена.

«Собрать в кучу и сжечь! Это не те самокаты, которые были в детстве. Это транспортное средство, на которое должны распространяться те же правила, что и на другой транспорт. Вот у нас ограничили скорость на проспекте Ленина до 15 км/ч. Вы это дело ограничили как? Знак что ли повесили? А кто его будет соблюдать? Кто будет проверять, какую скорость самокатчик развил?

Кроме этого, это транспортное средство имеет вес. И часто на нем ездят по двое взрослых. И вот такое летит по тротуару со скоростью 15 км/ч. Разве можно так делать? Пешеход идет со средней скоростью 5 км/ч, и такой же должна быть скорость самоката».

По словам общественника, руководителя проекта «Станок» Даниила Бессонова, для использования СИМ нужна определенная культура потребления.

«Если у нас взрослые люди охотно «убивают» каршеринговые машины, то подростки самокаты и подавно. Но непонятно, кто должен прививать эту культуру: родители, школа, ГИБДД? В любых ужесточениях ответственности, на мой взгляд, самое главное – понять, кто это будет контролировать. Где взять такой штат сотрудников МВД, которые будут ловить нерадивых самокатчиков? Пока нет ответа на этот вопрос, разговоры об ужесточении мне кажутся не имеющими смысла», — объяснил свою позицию Бессонов.

Говоря о том, располагает ли Тула должной инфраструктурой для использования СИМ, общественник отметил, что в полной мере ей не обладает ни один город.

«Единственный выход – присовокупить самокатчиков к велосипедистам и пустить их на велодорожки. Сейчас как раз в городе строится сеть велодорожек. Если мы говорим про самокат как про СИМ, то у него должна быть возможность работы повсеместно. В противном случае – это игрушка для ребенка и туриста, а не средство индивидуальной мобильности. Плюс, тогда теряется вся экономика процесса для предпринимателей в этой сфере. Если разрешить кататься только в парках, отрасль «усохнет». Электрические самокаты – это относительно новое явление, поэтому важно создать понятные государству, предпринимателю и потребителю правила игры», — подытожил общественник.

Член общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Артём Замотин считает, что где передвигаются исключительно пешеходы, самокатов быть не должно.

«У самоката вполне есть будущее в случае развития полноценной вело-СИМ инфраструктуры. СИМ очень важны для борьбы с пробками и отказа от автомобиля.

Бытие определяет сознание. Когда у нас будет велокаркас, связывающий все районы города и разделяющий потоки пешеходов и СИМ, мы получим взаимное уважение и здоровое общество. А пока пешеходы и самокатчики конкурируют за клочок нечищеного тротуара, на котором к тому же некоторые автовладельцы хотят припарковать свое ТС , — объяснил эксперт. — Следует также понимать, что арендный СИМ — скорее транспортное средство, чем игрушка, поэтому я бы рассматривал возможность страховки арендного самоката», — добавил Замотин.


К слову, недавно SuperJob провел опрос и выяснил: 60% жителей Тулы выступают за введение ограничений для электросамокатов. Туляки предложили ограничить скорость, установить возрастное ограничение, проводить обучение и экзамен для тех, кто хочет пользоваться самокатом, а также ввести запрет на передвижение по тротуарам и пешеходным зонам.

Подписчики «Тульской прессы» на новость отреагировали так:

  • Алексей: «И пешеходы должны проявлять уважение к этому виду транспорта. Что, скорее всего, не произойдет». 
  • Татьяна: «Нужны дорожки для велосипедов и самокатов. А так и те и другие должны быть бдительны. Самокатчики тем более»
  • Александра: «Ограничения и правила в Туле никто не соблюдает»
  • Вера: «Несутся по пешеходной зоне, того и гляди собьют»
  • Елена: «Я их боюсь! Если это транспорт, то почему он едет по пешеходным дорожкам и тротуарам?»
  • Евгения: «Мне самокатчики не мешают, а вот пешеходы часто не видят в упор велодорожку гуляя там с детьми. Но скорость у электросамокатов все-таки высокая»

А что думаете о будущем электросамокатов в Туле вы? Пишите в комментариях или в бот «Тульской прессы» в Telegram.

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний