В новом учебном году эффективность общего образования в России будут оценивать с использованием результатов проверки компетенций преподавательского состава. Об этом сообщил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Для учителей сформировали пул вопросов, раскрывающих их профессионализм, подготовку в плане методологии и психологии. Музаев добавил, что раньше методология строилась только на оценке результатов учеников, поэтому не давала полной картины. Он указал, что результаты проверок станут «докладной записочкой» для региональных властей.
Как сообщает «Коммерсантъ», индекс качества образования начнут применять уже с 1 сентября. Он включает в себя три направления по три критерия в каждом. В свою очередь, критерии состоят из 69 показателей. Самый большой вес в индексе по-прежнему у школьников. Их результаты будут оценивать по 30 показателям. Затем идет образовательная среда (28) и кадровый потенциал (11). В последнем семь показателей относятся к компетенции учителей, два — к квалификации и столько же — к обеспеченности педагогами.
Руководитель центра независимой оценки компетенций студентов Московского городского педагогического университета Татьяна Никитина считает, что оценка знаний школьников может оказаться некорректной, поскольку те ходят к репетиторам и занимаются с родителями. А вот проверка педагогов позволит понять ситуацию более объемно.
«Процесс работы учителя, взаимодействия с учениками оценить сложно. Но понимание психолого-педагогических навыков учителей позволит осознать дефициты и понять, какие условия необходимо создать для их ликвидации», — отметила Никитина.
Председатель профсоюза «Учитель», преподаватель из Нижегородской области Дмитрий Казаков заявил, что в прошлом году учителям стало легче из-за бессрочности результатов аттестации. Не нужно теперь каждый год подтверждать квалификацию. Теперь же нагрузка возрастет, а доплачивать никто им не будет. Директор оренбургской школы № 34, призер конкурса «Директор года 2022» Елена Капкова, наоборот, считает инициативу позитивной.
«Администрации школ, министерствам нужно проводить информационную работу с учителями. Объяснять, что эти тесты в итоге помогут успешнее управлять школой, перераспределять нагрузку на учителей», — добавила она.