Использовать кнут или пряник? Приемы, которые замотивируют школьника учиться

02.09.2024 11:01
Эксперты рассказали, как замотивировать школьников в начале учебного года

Наступил новый учебный год, и перед родителями встал извечный вопрос — как замотивировать детей учиться, особенно после долгих летних каникул. Своими советами с «Тульской прессой» поделились психологи, педагоги и детские мотиваторы.

Евгений Гурьев, психолог и основатель проекта «Академия Роста Личности»

С приближением нового учебного года у многих родителей возникает закономерный вопрос: как мотивировать ребенка учиться? Как сделать так, чтобы школа стала не обязанностью, а осознанным выбором? Важно помнить, что мотивация — это ключ к успеху, и она не должна сводиться к простым наградам.

Первое, о чем стоит задуматься, — это мотивация. Все мы знаем, что учеба требует усилий. Но почему-то одни дети усердно занимаются, а другие теряют интерес. Важно, чтобы ребенок понимал: учеба — это не только оценки и домашние задания. Это путь к новым открытиям, самореализации и возможностям, которые откроются перед ним в будущем. Разговоры о том, зачем нужны знания, могут помочь ему осознать важность учебы. Делитесь с ним своими примерами, рассказывайте истории успешных людей, которые благодаря образованию смогли добиться многого.

Можно ли мотивировать деньгами или дополнительным временем на гаджеты?

Конечно, эти методы могут сработать в краткосрочной перспективе. Кто-то скажет, что «мелочь, но приятно», но такой подход несет в себе опасность. Когда учеба становится средством достижения только материальных благ, у ребенка теряется интерес к самому процессу. Он начинает думать, что любое усилие должно быть оплачено, а знания перестают быть самоценностью. Это может привести к тому, что ребенок утратит интерес к учебе, если награда не будет достаточной.

Дополнительное время на мобильный телефон или видеоигры — еще один популярный способ мотивации. Это может сработать, но важно помнить о мере. Такие поощрения не должны быть единственным стимулом для учебы. Лучше, если ребенок будет видеть в этом приятный бонус, а не основную цель. Разумное использование таких наград может помочь сбалансировать учебные нагрузки и время для отдыха, но необходимо следить, чтобы это не превратилось в постоянное требование.

Но что самое важное? Внутренняя мотивация. Ребенок должен чувствовать радость от процесса познания, от того, что он сам открывает что-то новое, что он становится умнее и увереннее. И здесь важна роль родителей. Поддерживайте его интересы, показывайте, что знания могут быть увлекательными и полезными. Хвалите не только за хорошие оценки, но и за усилия, за старания. Показывайте, что вы цените его стремление к знаниям, что поддерживаете его, даже если что-то не получается сразу.

Правила и режим тоже играют роль. Установите четкие рамки для учебы и отдыха, но не превращайте это в строгую дисциплину. Ребенку нужно чувствовать, что учеба — важная часть его жизни, но не единственная. Баланс между трудом и отдыхом поможет ему сохранять интерес к учебе и не выгорать.

Итак, мотивация к учебе — это нечто большее, чем просто награда за оценки. Это создание среды, где ребенок чувствует поддержку и понимает, зачем ему нужно учиться. Это умение балансировать между поощрениями и развитием внутреннего стремления к знаниям. Ваша задача как родителей — показать ребенку, что учеба — это не только труд, но и увлекательное путешествие, которое открывает перед ним мир новых возможностей.

Вероника Семенцова, детский учебный мотиватор и профориентолог

Вопрос мотивации один из самых сложных с детьми и взрослыми. Движущие мотивы исходят из ценностей человека.

Все дети и взрослые — разные люди, у каждого свой набор ценностей и мотивов. Чтобы замотивировать взрослого или ребенка на активное обучение, необходимо знать его движущие мотивы. То есть благодаря каким импульсам ежедневно школьник готов рано вставать и активно приобретать новые знания и навыки.

  1. Есть несколько методик, которые помогут понять, какие мотивы движущие именно у вашего ребенка. Для примера, мотивы могут быть следующие: учебно-познавательный мотив, социальный мотив, оценочный, позиционный, внешний и игровой. Кратко значение мотивов можно описать так:
  2. Учебно-познавательный мотив — ребенку интересны новые знания, он готов получать новые навыки;
  3. Социальный мотив — ребенок ходит в школу, потому что есть такие правила, все дети ходят в школу получать новые знания, в социуме это считается важным и нужным, одобряемым;
  4. Оценочный мотив — ребенок стремится учиться, чтобы получать достойные оценки и одобрение взрослых;
  5. Позиционный мотив — ребенку важно занимать определенную позицию в коллективе, место лидера, оказывать влияние на других;
  6. Внешний мотив — одобрение близких, получение различных выгод за успешное обучение: деньги, подарки, время в гаджетах.
  7. Игровой мотив — ребенку важен аспект игры, интересно общаться с ровесниками, участвовать в игровых видах обучения. Часто на стандартных уроках детям с таким мотивом скучно и не интересно.

Учиться в возрасте от 7 до 16 лет — прямая обязанность каждого ребенка. Помимо учебы и внеучебных секций, у ребенка есть еще домашние обязанности — это все формирует навык приоритетности задач, целеполагания и ответственности с раннего возраста.

Исходя из перечисленного, крайне неправильно мотивировать ребенка на активное обучение деньгами, подарками и виртуальными играми. В таком случае мотивации школьник будет получать знания ради внешнего мотива, а не по внутренним.

Как детей мотивировать на активное обучение? Мотивация ученика — это процесс, включающий в себя разные сферы подготовки: техническую, дисциплинарную, психологическую, медицинскую и целевую.

Технически необходимо обеспечить рабочее место ученика и все необходимые принадлежности. Дисциплинарная — возобновление режима. Медицинская подготовка заключается в проверке витаминных дефицитов и общих анализов для понимания физического здоровья и готовности ребенка к учебным и спортивным нагрузкам. Психологическая подготовка включает в себя готовность знакомиться и эффективно общаться со взрослыми и детьми в рамках школы, понимать, с кем отношения затруднены и с помощью какой стратегии поведения их можно улучшить или нейтрализовать, знания, как экологично выйти из конфликта или его не допустить. А целевая подготовка — это понимание и постановка целей для школьника, карта роста его способностей, знакомство с новыми увлечениями или секциями в течение будущего учебного года. Такая ежегодная программа поможет вашему ребенку в закреплении навыка анализа интересов и ситуаций, целеполагания и достижения целей, что является базой для будущего социального успеха.

Анастасия Шульга, учитель первой квалификационной категории, преподаватель английского языка, методист

Многие родители переживают, стоит ли поощрять детей за хорошую учебу, и особенно — стоит ли делать это финансово, давая деньги за отлично написанную контрольную или за оценки «пятерки» и «четверки». Такой способ можно назвать ложно-мотивационным, потому что в этом случае ребенок будет стараться не ради знаний, а ради пополнения своего бюджета.

Однако существуют и другие способы. Например, использовать внешнюю мотивацию и так, чтобы ребенок со временем усвоил ее и настраивался на учебу более положительно. Дети очень хорошо откликаются на социальное поощрение, например, похвалу, объятия и «пятерки» в прямом смысле слова — те, которые мы даем рукой. Когда ребенок понимает, что его старания заметили и оценили, у него появляется желание добиваться успеха не из-за внешних вознаграждений, а потому что сам процесс становится для него приятным.

Здесь важно понять, что важнее поддержать усилия, а не результат.

Когда вы хвалите ребенка за старания, а не только за итоговый результат, вы показываете, что цените его труд и упорство. Похвала за преодоление трудностей, за попытки сделать что-то новое, даже если нет уверенности в успехе, помогает ребенку научиться получать удовольствие от собственных достижений и осознать, что саморазвитие — это путь, который требует усилий, но приносит радость. Если же хвалить только за хорошие оценки, которые даются легко, у ребенка может сложиться ощущение, что не нужно особо стараться.

Важно, чтобы дети видели ценность в процессе обучения, а не только в конечном результате. Только так они смогут научиться любить учебу и стремиться к новым вершинам, испытывая при этом внутреннюю удовлетворенность.

Ольга Токарева, главный специалист-эксперт по разработке образовательных продуктов в компании «АЛМА»

Почему вообще надо мотивировать? Потому что мотив — единственная причина начать делать что-либо.

Простой жизненный пример для понимания. Взрослые люди ходят на работу по разным причинам: им нравится дело, им нужны деньги или им нельзя останавливаться, потому что экзистенциальные размышления их обездвижат и так далее. С детьми то же самое: кто-то хочет получать пятерки, кого-то наругают, кому-то интересен предмет. А у кого-то нет никакого повода для обучения: ему скучно и неинтересно ходить в школу, у него нет цели, повода, мотивации. Это нормально, и с этим можно работать.

Как мотивировать ребенка на учебу?

Мотивация — задача долгая и многоступенчатая, она не сработает с одного раза и навсегда, к ней нужно возвращаться. Как это обычно бывает в воспитании — начинать надо с себя. Раз вы читаете этот текст, то начало положено, но действуйте аккуратно, уверенно, с любопытством и любовью.

Внутренняя мотивация

Я двумя руками выступаю за внутреннюю мотивацию. Да, это долго и хлопотно, но работает почти вечно. Внутренняя мотивация — это желание самого ученика что-то сделать. Им могут двигать мечты, желание самореализации, потребность в творчестве и так далее. Ключевым здесь является как сам результат, так и процесс действия. Ребенок получает удовольствие от выполнения и итога своей работы.

Остается открытым вопрос: как разжечь в ребенке желание что-то делать и «подкрутить» его мотивацию? Решение:

  1. Вам надо заметить, что вызывает в ребенке импульс. Пусть он сразу начнет дело на первом желании: без ожиданий лучшего варианта, без долгого подбора инструментов и так далее.
  2. Приготовьтесь к трудностям. Ребенку потребуется ваша поддержка: беседы по душам, прогулки, юмор и прочее.
  3. Помогите ребенку вернуться в процесс. Позвольте ему выплеснуть негативные эмоции, но продолжайте направлять его внимание в работу. Не соглашайтесь на перерывы — это уловка мозга. Проект точно будет заброшен, и продолжать его через несколько месяцев придется с нуля.

Социальные истории

Школа — это социальный институт, в котором ребенок не только получает знания о предметах и явлениях, но и учится коммуницировать и выстраивать социальные связи с другими людьми, находит близких по духу и интересам друзей среди учеников и преподавателей. Школьный опыт помогает юному уму сформироваться для взрослой и самостоятельной жизни.

Важную роль в этой мотивации играют статусные мотивы: желание ребенка быть учеником, стремление занять привлекательную позицию в классе, уровень учебного заведения и амбиции по его окончании.

Социальная мотивация проще с точки зрения создания мотива как такового, но сложнее с позиции создания благоприятной среды: найти школу со здоровой и с приятной обстановкой, научить выбирать окружение и научить дружить. Тоже хлопотно и долго, как внутренняя мотивация, но оно того определенно стоит.

Маленькие и большие стимулы

Внешняя мотивация неоднозначна. Любое вознаграждение, в том числе материальное, или его категорическое отсутствие сильно зависит от целей взрослых и особенностей ребенка. Тут невозможно дать формулу поведения.

Краткосрочно материальное поощрение работает отлично, но его объем решают родители. Будет это одна серия любимого сериала за сделанное домашнее задание на завтра, дополнительный час в гостях у друга, велосипед в конце четверти, 1000 рублей за пятерку или одна катка в любимой игре. Также родители решают, когда прекратить такое вознаграждение.

И все же лучше всего внутренняя мотивация и социальная история.

Оксана Аширова, генеральный директор «ПОВУЗАМ», аспирант и один из лучших выпускников экономического факультета РУДН

Кнут, пряник или смузи из этих мотиваторов. Как вдохновить свое чадо на прилежную учебу и успехи в освоении школьного материала? Мы не будем рассматривать спорные предлоги, как «поступление в престижный вуз», «получение высокооплачиваемой работы», «не работа дворником». Но часто встречаемые предлоги: финансовые поощрения за оценки, наказания, менее часто встречаемые — личный пример, интересные педагоги и предметы, а рассмотрим редкие, но результативные способы:

Формируйте среду!

Множество успешных людей — от Сергея Королева и до Илона Маска — в своих интервью и очерках советуют: формируйте вокруг себя среду — вдохновляющую, развивающуюся, конкурентную. Так, с ранних лет школьник, находясь в коллективе, который заряжен на учебу и развитие, сам подхватывает «знамя» и стремится быть «на уровне», а часто даже лидировать.

Коллектив не обязательно класс, это могут быть заряженные группы подготовки к олимпиадам, кружки, научные сообщества или даже компания ребят, играющая в стратегические игры, как «Цивилизация» или «SimCity», которые развивают навыки командной работы, расчетов и критического мышления не хуже учебных кружков.

Отправляйтесь в путешествие!

Один из самых приятных мотиваторов для учебы. При этом путешествия могут быть в компании семьи и близких: долгожданная поездка по миру или автопутешествие с палатками и песнями под гитару, которое сблизит вас с ребенком и оставит теплые воспоминания на всю жизнь. Не менее интересны для школьника долгожданные поездки с классом, в компании сверстников.

При этом это не обязательно классические достопримечательности и местные музеи и галереи, могут быть инновационные производства или офисы технологичных компаний, даже профориентационные поездки по будущим вузам и их студгородкам, которые вдохновят школьника на прилежную учебу уже для построения своего трека или будущего.

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации