Минпросвещения РФ разработало методические рекомендации для общеобразовательных и образовательных учреждений, которые должны помочь выявить деструктивное поведение у обучающихся на ранних стадиях. Документы опубликованы на портале ведомства 6 сентября.
Предлагается использовать специальные поведенческие маркеры. Например, выявлять склонных к экстремизму ребят по публикациям в соцсетях с критикой и оскорблениями людей по религии, национальности и соцстатусу, изображениям террористов на личных вещах, тематическим татуировкам с отсылками к запрещенным символам и т. д.
Также должны насторожить высказывания, оправдывающие или романтизирующие поступки националистов. Непризнание существующих религиозных институтов и одобрение запрещенных структур этой направленности тоже может говорить о склонности к псевдорелигиозному экстремизму.
На политический экстремизм указывают:
- непризнание органов госвласти и государственных праздников;
- акцент на поддержке геополитических соперников нашей страны.
О вовлеченности ребенка в околокриминальную субкультуру намекнут татуировки, блатной сленг или его имитация, выраженный интерес к криминальному миру, его романтизация и презрение к сверстникам, которые такую идеологию не поддерживают.
О склонности к терактам может говорить особый интерес к теме убийства или насилия, активный поиск подобных новостей в Сети, изучение оружия и вступление в тематические сообщества. Если в беседе ребенок случайно роняет фразы, которые указывают на пренебрежение к ценности жизни, оправдание насилия над человеком, то преподаватели должны насторожиться.
Еще в число маркеров входит отказ подростка общаться с семьей, «уход в себя», враждебность к близким, изменение поведения в сторону апатичности или же, наоборот, гипервозбудимости.