«Почти все родители совершают эту ошибку»: что делать, если ребенок не хочет читать?

08.09.2024 09:00
Названа грубая ошибка, которую допускают родители, прививающие детям любовь к чтению

Для одного ребенка книга — это действительно лучший подарок. Другой же при виде очередного тома скривится, ведь его и так заставляют читать в школе — а теперь еще и дома. Да и как тут полюбить чтение, когда взрослые пытаются разом вложить в твою голову всю классику?

Перед каникулами моему ребенку выдали список книг, которые нужно было прочитать летом: в нем были «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Бородино» Лермонтова, «Кавказский пленник» Толстого, рассказы про Лельку и Миньку Зощенко и тому подобное. Среди произведений классической русской литературы затесался даже зарубежный «Хоббит» Толкиена. Заинтересовать одиннадцатилетку чем-то из этого списка оказалось задачкой со звездочкой: ребенок предпочитал книгам видеоигры и футбол с друзьями.

О том, зачем читать подросткам вслух, как завлечь их в библиотеку и что делать, если после классики ребенок вообще отказался от чтения, мы поговорили с заведующей Тульской областной детской библиотекой Татьяной Колчевой.

«Современные дети читают меньше, чем мы. Существует и другое мнение — что дети читают больше, но только не книги. Мне же кажется, все дело в том, что моему поколению в детстве делать было особо нечего. Это сейчас есть много разных развлечений, и книга вынуждена конкурировать с мультфильмами, видеоиграми, блогерами и тому подобным. А можем ли мы, взрослые, на это повлиять — сказать сложно.

Понятно, что маме гораздо проще сунуть ребенку планшет в руки и заняться своими делами. Ведь дети сейчас требуют гораздо большего внимания, чем требовалось нам.

Но то, что бумажная книга остается в жизни ребенка, несмотря ни на что — это тоже истина. Родители начинают читать детям с самого малого возраста, и здесь, в библиотеке, мы это хорошо видим. Некоторые записываются к нам еще до рождения ребенка, чтобы знать заранее — какая детская литература есть и с чего лучше начать», отмечает она.

КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ С КНИГАМИ?

Для самых маленьких сейчас выпускают огромное количество книг. Современные авторы работают с психологами, методистами; есть целые серии книг для развития «эмоционального интеллекта» про страхи, чувства, дружбу (словом, все то, что родителям порой сложно объяснить своему ребенку).

Когда ребенок идет в детский сад, то его книжный мир расширяется, в нем появляются сказочные истории.

В дошкольном возрасте важно открыть ребенку мир национальных сказок, считает Татьяна Колчева. «В библиотеку мы купили большое количество книг из национальных литератур. Одно дело — русские народные сказки, которые уже записаны в наш культурный код», — говорит она. Русский человек привык к определенным именам и названиям, привык, что в каждой сказке есть Иван и Василиса.

Тем временем существует огромное количество сказок других народов, которые дают сумасшедший заряд для развития интеллекта. Слова, которые в этих сказках есть, интересно не только слышать, но и проговаривать. Это еще и несколько иной мир: ребенок узнает, что избушка может быть не только в лесу и не только избушкой, это может быть юрта или мазанка. Почему она так называется, из чего сделана такие вопросы появляются у любого ребенка.

К сказкам добавляются мифы разных стран. И как оказалось, к мифологии у современных детей тоже интересное отношение. Монстры для них — это не что-то страшное и ужасное; массовая культура сформировала мнение, что монстры могут быть добрыми и симпатичными.

«Одна знакомая девочка, начитывавшись мифов Древней Греции, говорила «Сциллочка» и «Харибдочка» (Сцилла и Харибда — морские чудища, прим. редакции). Пожалуй, так их еще никто не называл», — смеется мой собеседник.

Далее дети идут в школу. В этот момент почти все родители, по словам Татьяны Колчевой, совершают самую грубую свою ошибку. «Я и сама эту ошибку совершила. Когда: научился читать — читай сам. Но это в корне неправильно, и теперь все это понимают». Библиотекари, педагоги, психологи сейчас все говорят о совместном чтении взрослого с ребенком.

«Совместное чтение может и должно быть неспешным. Когда прочитал одно предложение, а может, и не дочитал его до конца — но уже прицепился к какому-то слову. Из чего может развиться обсуждение или целая дискуссия».

Главное здесь сохранить теплые отношения с детьми, нежели заставлять их прочесть все положенное. Книги должны быть удовольствием.

А КАК ДЕЛА С КЛАССИКОЙ?

И сразу появляется вопрос: а что делать с классической литературой, которую заставляют читать в школе?

«В школе детям дают список литературы на лето. И в каникулы количество читателей в нашей библиотеке резко возрастает.

Лично для меня забавно, что дети стараются брать литературу строго по списку. Когда библиотекарь предлагает им что-то интересное, новое, но вне этого списка, отказываются. Мол, сначала дело, потом все остальное. В моем детстве все было наоборот: то, что нужно в школе, мы читали в школе. А летом можно было читать все, что захочется».

Списки литературы с того времени сильно изменились: сейчас учителя составляют их сами, стараясь привязаться к тому, что будет в учебниках. Без классической русской литературы, конечно, не обходится, но есть и свободная часть: туда вписывают совершенно разные произведения, встречаются даже Роулинг и Толкиен.

«А с классикой вообще сложная история. Она вся не для того возраста, в котором ее рекомендуют — и это большая проблема. На мой взгляд, классическая литература от современных детей еще дальше, чем от нас», считает Татьяна Колчева.

Она поясняет: русский язык меняется, и даже читая с ребенком басни Крылова, нужно пояснять большое количество слов. Или — «Сказку о попе и работнике Балде» Пушкина.

«Вопрос с классикой остается открытым. Понятно, что такая литература задает определенные культурные коды.

С другой стороны да, становится тяжко. Клиповое сознание — оно и есть клиповое сознание. А любая работа с текстом это работа с текстом. И, как мне кажется, этому никто никогда особо не учил».

ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ ДЕТИ?

Дети в средней школе увлекаются сегментом, который называется young adult. Это огромный пласт новой литературы, которая написана для тех, кто уже не ребенок, но еще и не взрослый. Она настолько разнообразна, что каждый может найти что-то интересное и увлекательное для себя. И в такой литературе есть ответы на совершенно понятные вещи, которые волнуют растущего человека: конфликтные ситуации в семье, вопросы восприятия себя, взаимодействие с миром.

«Сейчас самое прекрасное то, что ты можешь читать абсолютно все. Все, что хочется. И это не будет стыдно, за это на тебя не будут косо смотреть. Весь вопрос в том, чтобы захотеть», — подчеркивает Татьяна Колчева.

По-прежнему популярны среди детей комиксы: сейчас существует огромное количество интересных графических романов. А вот время Marvel и DC уже отошло.

«Есть литература, которая интересна не только современным подросткам, но и взрослым: например, городское фэнтези, магическое и так далее. Я и сама такие книги читаю», признается Татьяна Колчева.

В детской библиотеке сегмент young adult постоянно пополняется новинками. И родители, приходя за книгами для детей, берут что-то и для себя.

«Давайте не забывать про фанфики. Как понять — много или мало читает твой ребенок, если он прочитал все фанфики на интересующую его тему. Опустим качество текста, но ребенок ведь читает… Некоторые даже начинают писать, и из этих попыток может получиться что-то интересное».

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: КАК УВЛЕЧЬ РЕБЕНКА КНИГОЙ?

Пока ребенок маленький, книга нравится ему сама по себе — как предмет. Многие издательства это понимают и стараются сделать книжку похожей на игрушку. Сейчас для этого есть огромное количество возможностей — книжки-карусели, книжки-тоннели и т. д. «С одной стороны — история, с другой — игра». 

«Большую роль играют иллюстрации. Лет десять-пятнадцать назад издательства увлеклись компьютерными иллюстрациями, одинаково раздражающими. А сейчас детских иллюстраторов много — на разный вкус».

По словам Татьяны Колчевой, сейчас дети не любят брать старые советские издания — книги с пожелтевшими страницами и мелким шрифтом, которые тяжело читаются. Современные, яркие издания — в приоритете. «Книги должны быть такими, чтобы их было интересно держать в руках — ощущать, перелистывать, оставлять закладки в понравившихся местах, возвращаться к ним. Процесс взаимодействия ребенка с книгой должен быть налажен». 

А вот совет «родитель читает — ребенок тоже будет читать» не работает.

«Если кто-то возьмет на себя повышенное обязательство и скажет: я буду каждый день читать при ребенке, а значит он … Вообще необязательно! Здесь шансов больше столкнуться с разочарованием. Нет единого рецепта, как увлечь ребенка чтением. Но то, что детей нужно приводить в библиотеку, то, что небольшая библиотека должна быть дома — это точно».

ЧТО ЕСТЬ БИБЛИОТЕКА СЕГОДНЯ?

В Тульской областной детской библиотеке читателей много (правда, количество их уменьшается после пятого класса — «видосики побеждают»). По словам заведующей, библиотека — это не только выдача книг. Это еще интересные разговоры, огромное количество занятий. «Мы читаем книги с детьми — для разных возрастов, даже на разных языках. Библиотека — это место взаимодействия людей с книгами», — заявляет она. Для ребят помладше библиотекарь сам выбирает историю, читает ее вслух и обсуждает с детьми, а те — тянут руки, говорят, кто прав или виноват. Потом все вместе играют и мастерят поделку. Для ребят постарше занятия проходят в формате дискуссии, где можно рассуждать.

«Летом у нас прошло занятие «Ну ты и сказочник. Мы рассказывали детям, из чего состоят сказки, а они пытались написать свои истории. Осенью мы планируем фестиваль словесного творчества для ребят постарше, которым интересно работать со словом», — рассказывает Татьяна Колчева.

Обо всех мероприятиях в Тульской областной детской библиотеке можно узнать в официальной группе «ВКонтакте».

Что же касается разнообразия книг, то в детской библиотеке всегда есть интересные новинки и нестареющая классика типа «Гарри Поттера» (книги Роулинг — и в переводе «Росмэн», и в переводе «Махаон» — постоянно разбирают, это уже маст-хэв). Книги обновляются по рекомендациям экспертного совета по детской литературе, который курирует Российская детская библиотека, рассматриваются различные премии. «Мы смотрим на книги, которые подняли шумиху в Сети, на популярных авторов. У нас всегда есть что-то новенькое, и за этим новеньким стоит приходить».

Ну и конечно же, в библиотеку приходят за книгами для школы. Как рассказывает Татьяна Колчева, библиотекари всегда понимают, что проходят в школе в определенный момент: «Бац, и с полок исчезло все «Преступление и наказание».

«Пока глобально наша цивилизация — текстовая. Возможно, мы находимся в каком-то поворотном моменте, но то, что человек должен учиться читать с помощью бумажной книги — это точно», — подводит итог она.

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации