Цифровые технологии играют все более важную роль в различных сферах жизни. Знакомиться с ними тульским школьникам помогают «Уроки Цифры», включенные в Национальный проект «Цифровая экономика».
«Искусственный интеллект: промт-инжиниринг» — новая тема Всероссийского «Урока цифры». Одно из таких занятий прошло в тульской гимназии № 11 15 октября. На все вопросы школьников ответили министр цифрового развития и связи Тульской области Виталий Прокудин и заместитель министра образования региона Сергей Минаев.
Цель таких уроков — повышение цифровой грамотности, обучение основам информационных технологий и развитие навыков работы с цифровыми инструментами.
Школьники узнали, как устроены нейросети и как происходит обучение моделей, освоили основные алгоритмы и правила написания промтов, а также попробовали применить новые навыки на практике с помощью игрового тренажера.
Ученики активно обсуждали вопросы ИИ.
«Способность искусственного интеллекта к обучению и выполнению сложных задач порой заставляет нас задуматься: действительно ли он может что-то большее, чем просто выполнение программированных функций?» — поинтересовались школьники.
Виталий Прокудин пояснил, что каждый человек ежедневно получает уникальный опыт, в то время как для искусственного интеллекта это невозможно. Идея же, что искусственный интеллект создан по лекалам нашего мозга, вызывает споры.
«Каждый искусственный интеллект имеет свои уникальные модели, разработанные для выполнения конкретных задач. Каждая модель опирается на математические алгоритмы и программы, но не обладает собственным сознанием или самосознанием. Несмотря на способность к обучению и выполнению сложных задач, ИИ не обладает сознанием, как у человека. Его функции и возможности ограничены программированными алгоритмами и моделями, он не опирается на уникальный жизненный опыт, который получает каждый человек ежедневно», — пояснил министр.
Проекты на основе искусственного интеллекта, кстати, уже давно внедрены в нашем регионе:
«Граждане, звонящие на телефон доверия губернатора, могут услышать голос робота, который автоматически подскажет им решение проблемы, если вопрос ему под силу. Если нет — на помощь всегда придет специалист колл-центра.
Еще один кейс применяется в области радиологии. При анализе снимков грудной клетки для поиска онкологических заболеваний ИИ помогает выявить патологию и не пропустить даже незначительные отклонения от нормы.
В национальном проекте «Экономика данных», который вскоре придет на смену нацпроекту «Цифровая экономика», внедрение ИИ в жизнь граждан и деятельность государства станет одним из ключевых пунктов», — рассказал Прокудин.
«Урок цифры» — федеральный образовательный проект, направленный на развитие цифровых навыков у школьников по всей России. Проект реализуется АНО «Цифровая экономика» вместе с Минцифры РФ, Минпросвещения РФ, а также IT-компаниями.
Каждый урок включает интерактивные задания и тесты, которые помогают школьникам лучше ориентироваться в современных технологиях. Эти уроки доступны онлайн. Так что ученики из любого региона могут погрузиться в мир IT независимо от уровня подготовки.
В этом учебном году в России «Урок цифры» прошел уже больше 3 млн раз. Тема следующего занятия — магазин приложений. Учебные материалы и подробности доступны на официальном сайте проекта — https://урокцифры.рф.
Автор Анастасия Левина