«Черная пятница» наступает: как тулякам не разориться на распродажах

11.11.2024 14:39
Эксперты рассказали, как пережить ноябрьские распродажи и не разориться

Для шопоголиков всего мира ноябрь — это особенный месяц. 11 ноября отмечается Всемирный день шопинга, в последнюю пятницу месяца наступает «черная пятница», в 2024 году она выпадает на 29 ноября. Все магазины в эти дни устраивают крупные распродажи, а покупатели начинают тратить деньги на нужные и не очень товары. Специально для «Тульской прессы» эксперты рассказали, на какие уловки идут продавцы, как отличить настоящую скидку от «накрученной» и не купить лишнего.

Алена Сидоренко, генеральный директор компании «Смартлидс»

Продажа бракованных товаров, специальная наценка, скидочный ажиотаж — покупатели помнят все ошибки «черной пятницы». По результатам опроса сервиса SuperJob лишь 10% россиян верят в скидки на распродажах. Что крайне невыгодно самим селлерам. Поэтому сегодня магазины взяли курс на честную выгоду. Но маркетинговые уловки все же остались.

Что заставляет покупать больше:

По данным некоторых исследований, синдром упущенной выгоды испытывают 56% людей. Отсюда такая популярность «черной пятницы». Но какое влияние оказывает этот синдром? К примеру, вы заходите на маркетплейс и сразу же видите ленту на основе недавних запросов. Она создана для подталкивания пользователя к повторной покупке.

Например, вы купили черную футболку, но есть такая же белая по выгодной цене. Или, наоборот, черная футболка вам не подошла, а вот белая со скидкой кажется удачной. К этому добавляется отдельный топ акционных предложений. Обычно он собирается из разных категорий товаров, чтобы охватить наибольшую аудиторию. Вы обращаете внимание на необходимую вещь, а скидка в сочетании с синдромом заставляет ее приобрести. Продавцы ликуют. Их маркетинговый план сработал.

Такая схема работает не всегда. Например, вы рационально подходите к покупкам — приобретаете только самое необходимое. И вдруг вы видите потенциально привлекательный товар со скидкой, который в теории может вам пригодиться. И вы бы могли просто отложить эту покупку до лучшего времени, если бы не одно но. Ограничение действия скидки. Стимул, который заставляет поддаться тому самому синдрому и совершить спонтанную покупку.

Действует по той же схеме. Вы видите, что потенциально необходимый товар почти раскупили, поддаетесь желанию не упустить выгоду и совершаете покупку с ощущением, что успели сэкономить.

В этом случае к синдрому подключается жадность. Зачем переплачивать и покупать один товар, если можно взять несколько за небольшую доплату или ту же цену. Возможно, такое количество вам и не нужно, но жадность берет верх. Продавцы же радуются успешному сбыту.

Предложения, где в совокупности товары продаются дешевле. Работает аналогично примеру выше. Вам условно предлагают приобрести набор из крема, патчей и маски для сна. Последний товар кажется ненужным, но из чувства жадности вы оформляете заказ.

Здесь к маркетингу подключается психология. Наш мозг суммы с девятками на конце считает в меньшую сторону, то есть фиксирует в качестве стоимости число до них. Так, например, 29 999 мы воспринимаем, как 29 тысяч рублей, хотя это уже 30 тысяч.

Такое условие можно встретить во многих акциях. Смысл в том, что человек зачастую добирает корзину ненужными товарами на ту сумму, которая вернется в виде скидки. То есть скидка вроде бы есть, но при этом изначально можно было бы потратить меньше.

В этом и есть задача скидки — стать стимулом к большему количеству покупок. По данным опроса банка «Русский стандарт», многие покупатели уже пришли к такому выводу: 33% уверены, что потратили бы меньше, если бы не наличие выгодных предложений. Но процент людей с синдромом упущенной выгоды все-таки больше. Отсюда правила и рекомендации по совершению покупок в «черную пятницу»:

Для этого достаточно составить список желаемых товаров, проанализировать изменение их стоимости, а главное, выяснить, точно ли эти покупки необходимы.

С последним поможет правило 30 дней. В течение месяца вы ежедневно задумываетесь о важности предполагаемых трат. И если спустя месяц нужда в покупке остается, то добавляем товар в корзину.

Для сохранения холодного разума во время шопинга необходимо заранее ограничить себя в бюджете. Для этого можно воспользоваться формулой Парето — 80/20. С ней при определении допустимых трат 80% суммы уйдет на необходимые покупки, а 20% — на небольшие, но желаемые, которые принесут радость в моменте.

Здесь работает русская пословица «Доверяй, но проверяй». Как я и сказала выше, сейчас многие селлеры стараются делать небольшие, но реальные скидки. 80–90% в большинстве случаев им невыгодны. Такое снижение цены возможно только в двух случаях: компания расчищает склад от прошлогодних коллекций или стимулирует продажи в «низкий сезон». Ноябрь к нему отнести сложно. Все-таки люди начинают запасаться на зиму. А вот распродажа остатков по минимальной стоимости звучит вполне реально.

Так, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в прошлом году скидка на одежду и обувь составила 70–80%. К ним прибавился дисконт на ювелирные изделия и мебель — 60 и 50% соответственно. Новшеством стала распродажа техники за полцены. В первых двух случаях продавцы как раз распродавали товары со складов. Что же касается техники, то на рынке сложилась очень высокая конкуренция. В борьбе за лояльность пользователям предлагают действительно максимально высокие скидки, пояснили в АКИТ. Думаю, что в этом году ситуация будет аналогичной. По данным опроса Promokodus.com, самыми предпочитаемыми категориями товаров для покупки в «черную пятницу» у россиян в этом году стали одежда (выбрали 44% респондентов), техника (41%), товары для спорта (38%) и мебель (36%).

Но что касается пословицы, то цены на один и тот же товар могут варьироваться в зависимости от продавца и места сбыта. Поэтому важно сравнивать стоимость как на разных маркетплейсах, так и в онлайн- и офлайн-магазинах. Для этого можно воспользоваться специальными сервисами или самостоятельно просмотреть каталоги магазинов.

Виталий Цыганков, генеральный директор компании FORWARD

«Черная пятница» — долгожданное событие для многих покупателей.

Часто люди откладывают покупку товаров именно ради хороших скидок в определенный день. При этом условия акции могут оказывать как положительный, так и отрицательный эффект на покупателей. К плюсам можно отнести экономию, а к минусам — уловки нечестных продавцов, манипулирующих спросом с помощью создания ощущения дефицита и других приемов.

Расскажу подробнее.

Ксения Корнеева, маркетолог-копирайтер и член Союза Пиарщиков России

«Черная пятница» — одно из самых ожидаемых событий, ведь магазины обещают грандиозные скидки. На распродаже действительно можно найти выгодные предложения. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в «черную пятницу» в России снижают цены на электронику — ноутбуки, смартфоны и телевизоры, часто делают скидки на одежду и обувь, особенно если речь идет о коллекциях прошлого сезона.

Кстати, магазины часто добавляют в распродажные категории старые коллекции или товары с низким спросом, создавая иллюзию большой скидки.

Косметика и парфюмерия также продаются со скидкой. Можно сэкономить от 10% до 30%.

Но вместе с этим зачастую продавцы поднимают цены на 20-30% за месяц до распродажи, чтобы потом снизить цену на 50%. Ретейлеры используют ряд психологических приемов, чтобы повысить продажи в «черную пятницу». Еще один частый трюк — таймер обратного отсчета, который заставляет покупателей думать, что акция скоро закончится. По данным исследования Data Insight, более 40% покупателей поддаются приемам и совершают покупку, не проверив цену у конкурентов.

Сама же «черная пятница» вызывает у многих эффект FOMO (страх упустить что-то важное).

Как сделать так, чтобы «черная пятница» стала настоящим праздником выгодных покупок? Согласно опросу аналитического центра НАФИ, около 45% покупателей совершают покупки импульсивно, часто без четкого понимания, действительно ли им нужен этот товар. А значит, важно не терять голову, четко понимать свои потребности. А лучше составить список нужных покупок и обозначить бюджет, который можно потратить. Множество людей тратят на распродажах больше, чем планировали, поддаваясь соблазну скидок. А четкий список поможет избежать разных необдуманных трат. Еще я советую заранее изучить цены на интересующие товары.

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации