Романцевские горы, которые в последние годы превратились в один из самых популярных туристических маршрутов Тульской области, все чаще становятся источником разочарования для тех, кто был здесь задолго до пляжей и глемпингов.
Для Геннадия Шарапова из Новомосковска это чувствуется особенно сильно: впервые он оказался в этих местах еще в 1984 году, когда на территории велся угольный промысел. Тогда почва и вода были настолько кислотными, что не росло буквально ничего. Вместе с единомышленниками он начал «возвращать жизнь» этим пейзажам — рассеивал семена березы, шишки сосны, сажал деревья, которые могли бы прижиться в агрессивной среде.
«Когда увлекся ландшафтным дизайном и топиарными стрижками, стал брать с собой на прогулки секатор и формировать «любимчиков» в видовых местах . В 2014 году я сформировал рябину в виде шара. Такая красавица стояла на фоне терриконов. В этом году приехал — а на ее месте не просто ее труп, а цинично обезображенная мусорная мумия», — говорит он.
Особенно больно, по словам Шарапова, видеть, как туристическая популярность перечеркивает годы труда. Молодые тополя, которые он сажал, исчезли бесследно. А деревья, выросшие в труднодоступных местах, куда не добираются отдыхающие, наоборот — стоят живыми и здоровыми.
Несмотря на статус особо охраняемой природной территории, мусор остается главной бедой Кондуков. Волонтеры каждый год вывозят отсюда сотни мешков отходов. В прошлом году, например, из оставленных мангалов собрали целый забор протяженностью в десятки метров.
В декабре 2022 года была представлена концепция превращения этого места в всесезонный курорт с пляжем и глемпингами. Однако идея пляжа вызывает опасения. Вода в карьерах кислотная, и врачи не раз подчеркивали: купаться здесь не стоит.
Возможно, чтобы у Кондуков появился шанс на здоровую, а не разрушительную популярность, стоит на въезде выдавать отдыхающим не мангалы и лежаки, полагает Геннадий, а саженцы и лопаты.
Посадить дерево, убрать за собой, помочь природе восстановиться — вот, может быть, и есть тот самый экотуризм, о котором сегодня так много говорят.