Начало школы — один из самых важных и тревожных этапов в жизни ребенка. Это не просто переход из детского сада в школу, а настоящий психологический поворот: меняется социальная среда, появляются новые требования, ответственность, распорядок. Что чувствует сам ребенок? Как его подготовить? И как самому родителю справиться с тревогой? Об этом рассказали тульские психологи Светлана Сурина и Алла Игошина.
По словам Светланы Суриной, главный источник страха у детей — это не сама школа, а то, как о ней говорят взрослые. Очень часто родители, сами того не осознавая, закладывают в ребенка установки тревоги.
«Бывает, что звучат такие разговоры: «Пойдешь в школу, а сам там не сможешь учиться». Школу для ребенка нужно преподносить как хорошее место, где будет много интересного».
Первый класс — это то время, когда ребенок переходит от игровой ведущей деятельности к учебной. Игровая деятельность при этом не отменяется, а интегрируется в школьный процесс и видоизменяется под влиянием новой среды, постепенно переходя на исключительно учебную. В детских садах обучающую деятельность в игровой форме преподносят воспитатели, а дома родители тоже могут в этом поучаствовать, говорит Светлана Сурина.
«Родитель может буквально поиграть с ребенком в школу. Старший ребенок, например, может стать «учителем» и рассказывать то, что узнал за партой сам. Конечно, нет гарантий, что не будет тревог, переживаний и слез, потому что это серьезный момент — отрывание от беззаботного детства и нахождение в совершенно новом и чужом месте».
Как ребенок отреагирует на новую обстановку — отчасти зависит от его темперамента, уверена Алла Игошина.
«У всех детей это проявляется по-разному: кто-то боится нового, кто-то наоборот — радуется, что взрослеет и скоро пойдет в школу. Другие горюют и скучают по саду. Это зависит от темперамента детей— насколько они социально активны, открыты новому. Родители знают своего ребенка и могут предположить, как он отреагирует на обстановку», — отмечает Алла Игошина.
Стоит отметить, что переход из детского сада в школу сопровождается известным психологам и педагогам «кризисом семи лет» — когда ребенок может манерничать, стремиться быть похожим на взрослых и подражать их действиям. Однако вместе с тем могут возникнуть капризы, непослушание, игнорирование просьб и нетерпение к критике. Алла Игошина предупреждает, что родителям нужно быть к этому готовыми:
«Важно, чтобы родитель эти эмоции принимал: не стыдил ребенка за страх, тревогу или слезы. Кроме того, важно не обесценивать трудности в школе, если они возникают. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что рядом есть взрослый, который выдержит эту гамму эмоций, будет рядом и в случае чего — поможет».
Кризис и тревоги у ребенка могут резонировать и с настроением родителей. В этот момент важно мобилизоваться. Светлана Сурина отмечает:
«Нужно постараться самим умерить свое беспокойство, потому что ребенок его может «считать» по взгляду, дыханию и «оханию». Даже взрослому при смене работы нужно три месяца, чтобы адаптироваться, что говорить о ребенке? Каждый родитель сам выбирает, как справляться с собственным стрессом. Конечно, отпускать ребенка в школу немного страшно, поэтому заранее самим нужно как можно больше узнать о процессе обучения, познакомиться с учителями, а главное верить — что в школе все сложится благополучно».