Как москвичи переехали в деревню Тульской области и стали «Семьей года — 2025»

19.09.2025 06:00
Москвичи переехали жить в Тульскую область и стали «Семьей года»

Яна — педагог дополнительного образования. Андрей — управляющий фермой. У них трое детей. Старшая дочь Валерия сейчас живет в Москве — работает и приезжает к семье по выходным и праздникам. Средняя, Василиса, учится в десятом классе и занимается вокалом. Младший сын Андрей перешел во второй, а еще он играет на скрипке.

Вместе они — семья Кобелевых, ставшие лучшими в номинации «Сельская семья» Всероссийского конкурса «Семья года — 2025».

Чтобы пообщаться, мы приехали к ним на ферму в деревню Сосенки Веневского района. Разговор получился длинным: мы обсуждали участие в конкурсе, говорили, о том, кто должен вести быт в семье; могут ли родители наказывать детей, а дети — родителей; много смеялись и шутили, а Андрей Андреевич (так ласково зовут самого младшего) сыграл нам на скрипке.

О «СЕМЬЕ ГОДА»

Давайте начнем с вашего участия в конкурсе. Как это было?

Василиса: Я учусь в Веневской детской школе искусств. Однажды ко мне подошла мой педагог по вокалу (и по совместительству — завуч по методической работе) и предложила поучаствовать в конкурсе «Семья года» от Веневского района. Мы ее любим и уважаем, поэтому согласились. А так как тяп-ляп сделать мы не можем — у нас в семье у всех синдром отличника [«Кроме папы», — добавляет тут же глава семейства], то к конкурсу мы подошли очень ответственно.

Мама Яна: А я в это время писала диссертацию…

Василиса: Мы сделали ролик для конкурса. Отправили. И узнали, что прошли в региональный этап.

Папа Андрей: Я думал, что на этом все закончилось. Точнее, надеялся…

Мама Яна: Нам нужно было рассказать о семье. А еще — взять на работе характеристики, собрать все дипломы и награды. Все сделали, отправили и… забыли. Весной мне приходит сообщение: «Эта группа создана для тех, кто прошел в финал Тульской области». Нас пригласили в «Шахтер», где нужно было презентовать себя. Хоть и являемся многодетной семьей, участвовали мы в номинации «Сельская семья». Придумывали образы, записывали песню, репетировали. Не суперидеально, но номер подготовили.

Выступали предпоследними. Мы сами по себе люди энергичные, поэтому вышли — и зажгли зал.

Вы были уверены в своей победе?

Мама Яна: Нет. Когда объявляли победителей, мы особо ни на что не надеялись. Объявляют четвертое место — ну хорошо, мы третьи. Объявляют третье — ну неплохо, значит, мы вторые. Уже когда стали объявлять второе, мы не сдержались — поняли, что победили.

И что было дальше? 

Мама Яна: Сначала мы подумали, что выиграли областной конкурс, и на этом все закончилось. Но потом нам снова написала куратор и сказала, что требуется еще одна презентация. Уже для всероссийского конкурса.

Мы все сделали, как сказали. Отправили. Стали ждать и волноваться. Потом в какой-то момент нас отпустило — победим или нет, было уже все равно. Пока однажды не получили сообщение…

Василиса: У нас даже видео есть, где мама такая: «Мы победили в этом конкурсе?»

Мама Яна: Да, мы победили во всероссийском этапе. Теперь ждем награждения: оно пройдет в октябре в Москве.

В целом участие в таком конкурсе для нас — хороший опыт.

Волнуетесь перед награждением, наверное?

Василиса: Пока не очень.

Лера: Я была очень рада победе. Мне приходилось отпрашиваться на работе, чтобы выступать и выигрывать. (Смеется.) Согласна с Василисой: пока не волнуемся, но, думаю, на сцене ладошки вспотеют, коленки затрясутся.

О ПЕРЕЕЗДЕ В ДЕРЕВНЮ

Расскажите немного о своей семье. 

Мама Яна: Я работаю в Веневском детско-юношеском центре им. Полукарова педагогом дополнительного образования. Мы только сюда переехали, и практически через месяц я вышла на работу. Андрею на тот момент было пять месяцев. Но я очень хотела работать, даже если это приносило бы нам совсем немного денег. У меня дошкольное образование, есть высшее экономическое. К тому же я уже работала с маленькими детьми. Здесь, в Веневе, начинала с небольших групп по 15—20 человек. Сейчас у меня в год по 60 человек.

Еще я окончила магистратуру. Стала педагогом-психологом: второй год работаю в новомосковском центре с детьми-аутистами.

Папа Андрей: Я скромный, в отличие от своей жены. (Смеется.)  На ферме смотрю за территорией: слежу, чтобы было чисто, убрано.

Мама Яна: В Тульскую область мы приехали из Москвы восемь лет назад. Ферма не наша — мы здесь только управляющие. Так сложились обстоятельства: банкротство, отсутствие денег — жили всей семьей на пять тысяч. Тут нас пригласили сюда, в Веневский район. Терять нам было нечего, поэтому мы согласились.

Папа Андрей: Прошлый управляющий рассказывал о проблемах с местными жителями: почему-то они не смогли найти общий язык. Нам же удалось наладить коммуникацию с деревней: они нам помогают, а мы им. Бывает, что они приносят нам ягоды — сварить варенье, а мы им можем зимой почистить снег. Меня даже старостой Сосенок зовут. Хотя какой я староста?

 

Страшно было переезжать из столицы в небольшую деревеньку под Тулой?

Лера: Когда мы переезжали, я заканчивала шестой класс. Жить в одной комнате (В квартире в Москве. — Прим. редакции) со всеми было сложно, особенно когда появился новый член семьи — Андрей. А потом родители сказали, что будет дом, будет личное пространство. Поэтому, когда мы приехали сюда, в Сосенки, первый раз — уезжать нам уже не захотелось.

Мама Яна: Лера тогда была подростком — двенадцать лет. Мы переживали, как она переживет переезд. Даже думали перейти на дистанционное обучение, но нужна была социализация, нужно было общение. Поэтому седьмой, восьмой и девятый класс Лера оканчивала здесь. Василиса и Андрей тоже учатся в веневской школе. Здесь очень удобно: школьный автобус подъезжает прямо к воротам. Увозит и привозит детей обратно.

Андрей: Я уже во втором классе. Еще занимаюсь в веневской ДШИ: играю на скрипке — мне нравится, как она красиво звучит. В этом году пойду на фортепиано.

С какими трудностями здесь столкнулись?

Мама Яна: В деревне мы узнали о тех моментах, о которых, живя в квартире, даже не догадывались. Например, в городе ты можешь вызвать любого специалиста — сантехника, электрика… В деревне — надо решать проблему самим. Занесло снегом — расчищай. Отключили свет зимой, а трансформатора нет — сиди в холоде, жди.

Дом — это, конечно, хорошо, но ответственности больше.

Лера: Свободы в деревне больше. Но в Москве другое качество жизни: рядом кинотеатры, магазины, торговые центры.

О ЗНАКОМСТВЕ

От конкурса перейдем к семье. Яна и Андрей, вы женаты 22 года. Где познакомились?

Мама Яна: Все началось с веры в Бога: познакомились мы в протестантской церкви. Потом работали вместе в одной компании. Андрей был моим начальником.

Через некоторое время друзья предложили вести нам свадьбы. Провели шесть, а седьмая свадьба уже была наша.

Яна, Андрей, когда вы поженились, заранее планировали большую семью?

Мама Яна: У Андрея только брат, я вообще одна в семье. Поэтому то, что будет много детей, мы знали сразу.

Папа Андрей: Я вообще об одиннадцати мечтал. Но «сторговались» на пятерых.

Приходилось ли вам сталкиваться с негативом в свой адрес?

Мама Яна: Нет, не сталкивались. Сейчас правительство и президент, наоборот, поддерживают многодетные семьи, поднимают демографию. Лично мне кажется, что негативно к многодетным семьям относились в перестройку, в девяностые, когда всем было тяжело.

С какими трудностями сталкиваются многодетные семьи и каких проблем никогда не бывает?

Лера: Мне кажется, с трудностями сталкиваются все семьи. Когда родилась Василиса, мне говорили: «Ну ты же старшая». А я не хотела быть старшей сестрой, не хотела это понимать. Вот ты одна любимая дочка, а потом в семье появляется еще кто-то [«Но любви меньше не стало, только больше», — комментирует папа]. И поначалу мои отношения с Василисой были напряженные. Сейчас у нас есть общие интересы, темы для обсуждения. Очень жаль, что сейчас я в Москве и пропускаю часть жизни Андрея.

Но я повзрослела и поняла: классно, что я не одна у родителей.

Мама Яна: Трудности в многодетной семье заключаются в том, что ты не понимаешь подростков и что они хотят. Или, наоборот, понимаешь, что они хотят очень много, но не можешь это сделать.

Расскажите о детях: они похожи по характеру?

Мама Яна: Очень различаются. Лера росла: у нее был импульсивный характер, потом она стала более лояльной. Василиса, наоборот, сначала была спокойной, а потом я поняла, что такое подросток. Она могла взорваться, перестать разговаривать, заплакать — а через пять минут успокоиться. Андрей любит спорить. Иногда говоришь ему одно — он начинает говорить другое. Спорит, даже когда не прав.

Василиса: В школе у меня нет близких друзей. Мне больше нравится общаться со взрослыми и ребятами младше меня, чем с ровесниками. Я не понимаю современные тренды, не ругаюсь матом, не пью и не курю, но со всеми хорошо общаюсь.

ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ

Как в вашей семье решаются бытовые проблемы? Как делятся домашние обязанности?

Мама Яна: Наш папа хорошо развешивает белье. (Смеется.) Убирается. И складывает вещи — пять чемоданов может сложить в один-два. Поэтому сборами всегда занимается Андрей.

Лера: Когда я говорю, что мой папа готовит, убирается, а еще волосы красит и сережку носит (Смеются уже все.), всегда удивляются. И такие: «А наш папа вообще ничего не делает». Поэтому классно, что у моих родителей есть взаимопонимание. Быт — это совместная деятельность.

Папа Андрей: По дому все в основном делаю я…

Мама Яна: …а я работаю.

Когда я писала диссертацию, училась, могла на несколько дней уехать в Москву, всегда знала: дома все в порядке — Андрей со всем прекрасно справляется.

А какое у Андрея коронное блюдо? 

Все хором: Фрикадельковый суп.

Лера: А еще у папы отлично получаются блинчики — прямо как у бабушки.

Яна, как вы относитесь к гаджетам у детей?

Мама Яна: У Андрея до сих пор нет телефона. Мы можем дать ему свои, но с ограничением по времени. Ему больше нравится читать. Лера рассказывала, что, когда они ехали вместе в автобусе или в метро, все вокруг в телефонах, а Андрей достает из рюкзака книгу и читает.

ОБ ИДЕАЛЬНОЙ СЕМЬЕ

Как считаете, в чем секрет крепкой семьи?

Лера: Я стала замечать отношения родителей: ни разу не слышала, чтобы они кричали друг на друга. Да, они могут быть с чем-то не согласны, но они всегда это обсуждают.

Папа Андрей: Семья — это всегда уступки. По себе знаю.

Василиса: Чтобы наши родители ссорились, мы не слышали никогда. Они могут покричать на нас, мы — на них. Но чтобы они кричали друг на друга… Если только из одной комнаты в другую: «Яна, разогрей суп!»

Неужели можно избежать ссор между супругами? 

Мама Яна: За все время, что мы живем вместе с Андреем, ни разу не кричали, не били тарелки. Были недомолвки в начале семейной жизни. Да, бывало, что я бросалась в слезы. Бывало, что язык — мой враг. Скажешь что-нибудь обидное, а потом просишь прощения. Но это было очень и очень редко.

А разговорами можно избежать развода?

Все хором: Сто процентов.

Мама Яна: Разговоры спасают. Но суть не в них, а в том, что вы решаете проблему, ищете компромиссы, договариваетесь.

В наше семье есть правило все обсуждать. Когда еще Лера жила с нами, каждый вечер мы собирались за одним столом и рассказывали, что хорошего произошло за день.

Что такое идеальная семья в вашем представлении?

Мама Яна: (Задумчиво.) Не знаю. Я более романтичная, чем Андрей. Мне хотелось бы чуть больше романтики. Ну и в отношениях с детьми больше понимания — и тогда идеально.

Папа Андрей: Для меня идеальная семья — понимающая семья. В которой все понимают с полуслова.

Лера: Я очень люблю смотреть романтичные сериалы, фильмы. Несколько лет стала увлекаться азиатской культурой, а там планка у мужчин, извините, высокая. Мне нравится модель отношений в Азии, когда не женщина «воспитывается» под мужчину, а наоборот. Но вместе с тем он может сказать: «Я говорю так, значит, будет так».

Для меня важна романтика. Хочется еще, чтобы было одинаковое чувство юмора — я вообще люблю посмеяться. Еще взаимопонимание: когда вместе решаете проблемы, можете где-то уступить.

Хочу, чтобы и через годы мы любили друг друга. Между моими родителями до сих пор чувствуется любовь и дружба, и это просто супер.

Василиса: Идеальная семья, когда в ней изначально все обговаривается. Важно, чтобы понимали твой язык любви: мне, например, важно, чтобы поддержали словами, обняли.

А еще — свидания, которые бы продолжались на протяжении всей жизни.

Мама Яна: Мы женаты 22 года, но до сих пор ходим на свидания. На годовщину свадьбы я арендовала номер в «Москва-Сити» и заказала фотосессию. Андрей тоже устраивает сюрпризы: однажды вел меня по Москве какими-то закоулками — мы идем-идем, а в итоге оказалось, что мы шли на мюзикл.

Василиса: Еще хочется определенных правил, которые соблюдали бы все. Я понимаю, родителей нужно уважать, но иногда хочется равноправия в семье. Особенно, когда ребенок становится взрослее — ему тоже нужен голос. Вот есть правило не сидеть в телефоне за столом. И значит, оно касается всех: тебя, родителей.

 

 

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации